Армия боевых дронов принесла победу премьер-министру Эфиопии

Изображение: (cc) ShushanStepanyan
Остатки дрона турецкого производства Bayraktar TB2
Остатки дрона турецкого производства Bayraktar TB2

Причиной поворота в войне с силами «Народного фронта освобождения Тыграя» (НФОТ) заключалась в созданом флоте боевых дронов, недавно приобретенных Правительством Эфиопии у союзников, 20 декабря пишет The New York Times.

По информации дипломатов двух западных стран, за последние четыре месяца ОАЭ, Турция и Иран незаметно снабдили премьер-министра Эфиопии Абия Ахмеда некоторыми из новейших вооруженных беспилотников, даже когда правительства США и африканских стран призывали к прекращению огня и мирным переговорам.

Удар беспилотников был поразительным — они поразили повстанцев Тыграя и их конвои с припасами, когда НФОТ продвигались по главной дороге к столице Аддис-Абебе. С тех пор повстанцы отступили примерно на 434,5 км по дороге на север, потеряв завоевания нескольких месяцев.

В 19 декабря лидер Тыграя Дебрецион Гебремикаэль сообщил ООН, что приказал немедленно отвести все силы к границам Тыграя, сославшись, среди прочего, на «дроны, предоставленные иностранными державами». Сообщается, что представитель правительства Эфиопии не ответила на вопросы об использовании дронов.

Демонстрация мощности беспилотных летательных аппаратов подтвердила, что многолетний конфликт в Эфиопии, который до сих пор носил региональный характер, приобрел международный характер. Как заявляет газета, Эфиопия попадает в список конфликтов, таких как конфликты в Ливии и Нагорном Карабахе, где боевые дроны стали важным или даже доминирующим фактором в борьбе.

«Беспилотные системы все чаще меняют правила игры», — сказал эксперт по войне с дронами в исследовательской группе в Вашингтоне New America Питер У. Сингер.

«Дело не только в необработанных возможностях самих дронов — это умножающий эффект, который они оказывают почти на каждого человека и систему на поле боя», — сообщил эксперт.

Для Ахмеда, который возглавил войну против НФОТ дроны прибыли как раз вовремя. К концу ноября тиграи подходили к городу Дебре Бирхан, примерно в 137км к северу от Аддис-Абебы.

Как рассказал в интервью The New York Times генерал Цадкан Гебретенсае, ведущий командир Тыграя, над головами появились рои дронов, нанося удары по солдатам и конвоям с припасами.

«Когда-то в небе было 10 дронов, — сказал он. — Вы можете себе представить эффект. Мы были легкой мишенью».

Даже когда он заявлял о переговорах, Ахмед обращался к другим странам с просьбой укрепить свои вооруженные силы. Сообщается, что почти каждый день грузовые рейсы прибывали с военной базы в ОАЭ, одного из ближайших союзников Ахмеда.

По сообщению западного чиновника и бывшего эфиопского чиновника, военные ОАЭ обучили гвардию Абия и оказали важную военную поддержку в начале войны, нанося удары с помощью беспилотников, уничтожая склады артиллерии и оружия Тыграя.

Как заявляют дипломаты, поддержка ОАЭ приостановилась в январе 2020 года, после прихода к власти в США президента Байдена. Но в последние месяцы они возобновились, в основном в виде новейших дронов китайского производства.

На встрече с региональным посланником США Джеффри Фелтманом на этой неделе шейх аль-Нахайян отрицал, что его страна поставляла оружие в Эфиопию.

Напротив, отношения главы правительства Эфиопии с Турцией были относительно открытыми.

В августе он подписал военный пакт с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Напомним, что турецкие дроны Bayraktar TB2 применялись в войне Азербайджана и Армении в Нагорном Карабахе. Его производит компания, которой управляет зять Эрдогана.

Турецкие дроны привлекательны для многих африканских стран, которые ищут проверенное в боевых условиях, относительно дешевое оборудование, не требующее особого внимания.

«Даже в Африке, куда бы я ни пошел, им нужны беспилотные летательные аппараты», — заявлял Эрдоган в октябре после посещения в Нигерии, Того и Анголе.

Как сообщила Ассамблея экспортеров Турции, после того, как дроны Bayraktar недавно появились в Эфиопии, турецкие официальные лица настаивали на том, что продажа беспилотников была чисто коммерческой деятельностью — экспорт оборонной и авиационной техники в Эфиопию вырос до $95 млн в этом году по сравнению с $235 тыс. в 2020 году, .

В ответ на сообщения об убийствах, задержаниях или изгнании гражданских лиц, Совет по правам человека ООН в 17 декабря согласился создать комиссию для расследования злоупотреблений и выявления преступников.

17 декабря премьер-министр Эфиопии прибыл в Стамбул на саммит партнерства Турция — Африка — двухдневное собрание лидеров 39 африканских стран, которое, по заявлению аналитиков, также является форумом для продажи турецкого оружия.

Приобретение иранских беспилотников, хотя и гораздо менее мощных, чем модели китайского или турецкого производства, еще больше обострило отношения Аддис-Абебы с Вашингтоном.

Сообщается, что с августа в Эфиопию прибыло несколько грузовых рейсов, выполняемых иранскими авиакомпаниями, которые США обвиняют в том, что они служат прикрытием для Силы «Кудс», экспедиционного крыла «Корпуса стражей исламской революции» (КСИР) Ирана. В блогах, посвященных отслеживанию полетов, также отмечались поставки.

Сообщается, что представители США в Аддис-Абебе делали частные предупреждения Ахмеду об иранских рейсах, убеждая его прекратить их.

Армия дронов Эфиопии остается скромной, сообщается о нескольких десятках боевых дронов, и они могут быть дорогими в эксплуатации, ремонте и снабжении оружием. Но они остаются серьезной угрозой для сил Тыграя, которые сами не имеют доступа к дронам.

Как рассказал эксперт по дронам Сингер, эксперименты с боевыми действиями дронов в Эфиопии и Ливии имеют параллели с гражданской войной в Испании в 1930-х годах, когда внешние силы использовали боевые действия для тестирования новых военных технологий и оценки международной реакции, чтобы определить, что они могут.

«Это сочетание войны и боевой лаборатории», — сказал Сингер.

Однако эксперт добавил, что технологии — не гарантия победы.

«У США были беспилотники в Афганистане, но „Талибан“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) сумел продержаться 20 лет, — сказал он. — Человеческая воля — это то, что определяет исход войны».

Напомним, война на севере Эфиопии длится более года. В результате вооруженного конфликта между федеральным правительством и руководством северного региона Тыграй погибли тысячи мирных жителей, около 2 млн человек были вынуждены покинуть свои дома, а также несколько миллионов голодают и нуждаются в гуманитарной помощи.

По заявлению эксперта Chatem House, бывшего специального представителя ЕС на Африканском Роге Александра Рондоса, вооруженный конфликт в Эфиопии будет источником нестабильности не только региона Африканского Рога, но и ставит под угрозу безопасность Красного моря.