План по принятию закона об ирландском языке был представлен в речи королевы

Изображение: (сс) William Murphy
Статуя Эйре. 1798 г. Дублин
Статуя Эйре. 1798 г. Дублин

О планах законодательного закрепления ирландского языка было объявлено в речи королевы, зачитанной принцем Уэльским на открытии британского парламента, 10 мая пишет Belfast Telegraph.

Законопроект об ирландском языке перешел к Североирландскому офису после того, как партии Стормонта не смогли договориться о его введении в Ассамблее Северной Ирландии, в рамках соглашения «Новое десятилетие, новый подход» (NDNA).

В планы законопроекта входит создание Управления идентичности и культурного самовыражения, а также назначения уполномоченного по ирландскому языку и уполномоченного по развитию языка, искусства и литературы, связанных с традициями ольстерских шотландцев и британцев.

В отсутствие королевы принц Уэльский объявил о планах принять пакет мер по идентификации и языковым мерам, как и было обещано в соглашении NDNA, которое восстановило разделение власти в начале 2020 года.

Президент группы лоббистов ирландского языка Conradh na Gaeilge Пола Мелвин отреагировала на данное заявление с осторожностью. Она отметила, что подобные планы объявлялись ранее уже «много-много раз».

По словам Мелвин, британское правительство первоначально взяло на себя обязательство ввести закон об ирландском языке в соглашении Сент-Эндрюса в 2006 году. Позднее госсекретарь Великобритании Брэндон Льюис в июне 2021 года публично пообещал ввести законодательство об ирландском языке к октябрю.

«Наш болезненный опыт в этом вопросе заключается в том, что обязательства были взяты в прошлом и никогда не выполнялись. Естественно, поэтому мы относимся к сегодняшнему объявлению с огромной долей осторожности», — сказала президент Conradh na Gaeilge. — Нам нужна дата рассмотрения. Нам нужно, чтобы законодательство было внесено в парламентский дневник по расписанию».

Мелвин добавила, что пока не будет определена конкретная дата введения в действие ирландского языкового законодательства, у них не будет оснований «доверять британскому правительству, когда речь заходит о языковых правах».