Профессор РГПУ рассказал о проблемах в подготовке научных кадров
Аспирантура перестала быть кузницей научных кадров, заявил президент Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор физико-математических наук Геннадий Бордовский на заседании секции физики 2 апреля, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Профессор отметил, что аспирантура раньше служила главным инструментом подготовки профессионального ученого, а сейчас она стала всего лишь очередным уровнем высшего образования. Аспирант вынужден сдавать экзамены по множеству курсов, и ему некогда заниматься наукой. Геннадий Бордовский сообщил, что в РГПУ сейчас всего около 50 аспирантов, это в три раза меньше, чем было несколько лет назад. На некоторых кафедрах вообще нет аспирантов.
Также важной концептуальной проблемой подготовки ученых, по мнению профессора, является противоречие между основой высоких технологий и образовательными стандартами. Современные высокие технологии строятся на междисциплинарной основе; очень мало высоких технологий создается в узкой научной струе. При этом сегодня образовательные стандарты уводят от фундаментальности образования, что не может не сказываться на развитии высоких технологий.
Геннадий Бордовский рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются сегодня преподаватели вузов, занимающиеся наукой. Темпы развития науки возрастают, усложняются методы исследования, а время на науку у вузовского профессора резко сокращается. Учебная нагрузка вкупе с воспитательной и организационной работой оставляет на науку только около 30 минут в сутки. Кроме того, грантовая система позволяет лишь небольшому количеству профессорско-преподавательского состава получать реальные деньги на научные исследования. Основная масса вузовских преподавателей не имеет финансовой поддержки своей научной деятельности. «А что это за университет, если профессор может позволить тратить в день только 30 минут на науку, работающих аспирантов у него нет, и финансирования на оборудование тоже нет?», — задал вопрос Геннадий Бордовский.
Напомним, что в 2012 году был принят закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым аспирантура рассматривается не как послевузовское образование, а как часть высшего образования. Это повлекло за собой необходимость академическим институтам заниматься получением образовательных лицензий. Увеличение учебной нагрузки на аспирантов происходит в ущерб научной работе, что приводит к падению количества защищаемых научных диссертаций. Нововведение вызвало обеспокоенность ученых. Руководство РАН призывало утвердить в законе о науке статус научной деятельности для аспирантуры. В июне 2017 года министр образования Ольга Васильева заявляла, что чиновники готовы отменить аккредитацию по программам аспирантуры и вернуться к кандидатской диссертации как обязательному и главному элементу аспирантуры.