Профессор РГПУ рассказал о проблемах в подготовке научных кадров

Изображение: Грук Андрей © ИА Красная Весна.jpg
Памятник М. В. Ломоносову, Москва. 12.07.2014
Памятник М. В. Ломоносову, Москва. 12.07.2014

Аспирантура перестала быть кузницей научных кадров, заявил президент Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор физико-математических наук Геннадий Бордовский на заседании секции физики 2 апреля, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Профессор отметил, что аспирантура раньше служила главным инструментом подготовки профессионального ученого, а сейчас она стала всего лишь очередным уровнем высшего образования. Аспирант вынужден сдавать экзамены по множеству курсов, и ему некогда заниматься наукой. Геннадий Бордовский сообщил, что в РГПУ сейчас всего около 50 аспирантов, это в три раза меньше, чем было несколько лет назад. На некоторых кафедрах вообще нет аспирантов.

Также важной концептуальной проблемой подготовки ученых, по мнению профессора, является противоречие между основой высоких технологий и образовательными стандартами. Современные высокие технологии строятся на междисциплинарной основе; очень мало высоких технологий создается в узкой научной струе. При этом сегодня образовательные стандарты уводят от фундаментальности образования, что не может не сказываться на развитии высоких технологий.

Геннадий Бордовский рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются сегодня преподаватели вузов, занимающиеся наукой. Темпы развития науки возрастают, усложняются методы исследования, а время на науку у вузовского профессора резко сокращается. Учебная нагрузка вкупе с воспитательной и организационной работой оставляет на науку только около 30 минут в сутки. Кроме того, грантовая система позволяет лишь небольшому количеству профессорско-преподавательского состава получать реальные деньги на научные исследования. Основная масса вузовских преподавателей не имеет финансовой поддержки своей научной деятельности. «А что это за университет, если профессор может позволить тратить в день только 30 минут на науку, работающих аспирантов у него нет, и финансирования на оборудование тоже нет?», — задал вопрос Геннадий Бордовский.

Напомним, что в 2012 году был принят закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым аспирантура рассматривается не как послевузовское образование, а как часть высшего образования. Это повлекло за собой необходимость академическим институтам заниматься получением образовательных лицензий. Увеличение учебной нагрузки на аспирантов происходит в ущерб научной работе, что приводит к падению количества защищаемых научных диссертаций. Нововведение вызвало обеспокоенность ученых. Руководство РАН призывало утвердить в законе о науке статус научной деятельности для аспирантуры. В июне 2017 года министр образования Ольга Васильева заявляла, что чиновники готовы отменить аккредитацию по программам аспирантуры и вернуться к кандидатской диссертации как обязательному и главному элементу аспирантуры.