ЕАЭС разработает единую систему защиты потребителей

Создание единой системы защиты потребителей от небезопасной продукции необходимо разработать странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заявил министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко 10 апреля во время видеомоста.
«Странам Евразийского экономического союза нужен эффективный диалог для создания единой системы защиты потребителей от небезопасной продукции», — отметил Назаренко.
По словам представителя ЕЭК, более 80 процентов проверенной продукции с нарушениями выявляется в пищевой промышленности, до 85 процентов — в электротехнической продукции.
«Товары для детей и подростков, парфюмерная, косметическая продукция и игрушки — в этих пяти видах продукции чаще всего обнаруживаем несоответствия требованиям», — указал Назаренко.
Министр напомнил, что в 2022 году на рынке ЕАЭС были отменены 740 сертификатов на продукцию, из которых 620 сертификатов забраковал Госстандарт Белоруссии. Большинство выявленных нарушений, прояснил он, одинаковые из года в год.
«Для всех пяти стран нужен эффективный диалог для создания единой системы защиты потребителей от небезопасной продукции», — заключил глава ведомства.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.