В Минске описали, кто ушел в «подполье» после неудачи с госпереворотом
Подпольная организация радикальной белорусской оппозиции строилась на принципах организованной преступной группы с использованием конспирации и жесткого распределения ролей, сообщил один из задержанных экстремистов 16 февраля в эфире телеканала СТВ.
После того, как в республике провалилась попытка госпереворота по модели цветной революции, западные кураторы белорусской оппозиции приступили к формированию радикального подполья, нацеленного на экстремистские действия. Потерпев неудачу в массовой уличной активности, оппозиция сосредоточилась на так называемых дворовых акциях. Происходил процесс поиска людей, готовых к незаконным действиям против официальных властей.
«В приятной расслабляющей обстановке изучаются возможности человека, его характер, происходит на него психологическое влияние с целью последующей вербовки. То есть это первый этап вербовки», — рассказала психолог Инга Сечко.
Политолог Александр Шпаковский отметил, что упомянутые акции были вовсе не безобидными встречами единомышленников, а целенаправленной подготовкой к будущим антигосударственным действиям: «Здесь речь идет не о каких-то чаепитиях, а о форме прикрытия мобилизационной активности к так называемой горячей весне 2021 года».
Журналист Юрий Терех описал в эфире телеканала, кем является большая часть людей, откликнувшихся на призыв оппозиционеров: » Подавляющее большинство там — это чем-то очень неудовлетворенная молодежь и не совсем интеллектуально развитая, скажем так».
В своей деятельности оппозиционеры соблюдали меры безопасности. «Они создавали Telegram-боты, пароли, кодовые слова», — сообщил в эфире телеканала начальник отдела ГУБОПиК МВД Белоруссии Юрий Ткачук.
Оппозиционные формирования строились по типу организованных преступных групп с использованием конспирации, вербовки сторонников, и выстраиванием жесткой иерархии. «Люди делились на двери группы. Те, кто будет непосредственно поджигать эти покрышки. Вторая группа обсуждала варианты: с какими плакатами выходить, как перекрывать дорогу», — рассказал один из задержанных членов оппозиционной организации.
Напоминаем, в августе 2020 года в Белоруссии прошли президентские выборы, на которых победил действующий глава республики Александр Лукашенко, набравший 80,1% голосов. Второе место заняла жена находящегося в заключении оппозиционного блогера Сергея Тихановского, Светлана Тихановская, за которую проголосовали 10,1% избирателей.
Белорусская оппозиция не признала итоги выборов и в республике вспыхнули уличные протесты. Тихановская уехала в Литву, где ее приняли, как легитимного главу Белоруссии. США и ЕС объявили оппозиционерку законным белорусским президентом. В этом качестве Тихановская стала совершать многочисленные визиты в европейские страны, где ее принимали на официальном уровне первые лица государства.
Во время разворачивания в стране внутриполитического кризиса часть оппозиционеров, так же как и Тихановская, уехала за границу, в основном в Польшу, и оттуда, при активной поддержке польских властей, продолжили свою работу по подрыву официальной белорусской власти.
В результате действий властей и граждан, стоящих на стороне Лукашенко, протесты оппозиции к концу 2020 года сошли на нет. Весной 2021 года беглые оппозиционеры попытались запустить новую волну протестов, однако их призывы не нашли отклика у жителей Белоруссии.