Преподаватель мед. вуза: современный университет — больше не храм науки!
Проблемы в современном высшем медицинском образовании очень серьезны и носят глубокий, комплексный характер, заявил кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры фармакологии Северного государственного медицинского университета города Архангельска, врач анестезиолог-реаниматолог Константин Гайдуков в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
Одной из таких проблем, по мнению специалиста, является низкий уровень среднего образования у поступающих в вузы абитуриентов: «Из года в год мы видим, что уровень школьной подготовки студентов крайне низок, что, на мой взгляд, является результатом внедрения ЕГЭ в систему среднего образования. В дальнейшем это очень сильно проблематизирует весь познавательный процесс. Современный студент, зачастую, не имеет фундаментальных базовых знаний в необходимом количестве для обучения в высшей школе. При этом, не обладая достаточным представлением о научных парадигмах, такой студент может фиксировать у себя в голове какие-то частности, но увидеть «лес целого» за «деревьями частностей» он оказывается неспособен».
Как считает преподаватель, данную проблему в индивидуальных случаях ещё можно было бы решить при условии наличия у студента достаточной мотивации к учебе и привычки к самостоятельному труду, однако, за всем этим кроется другая — не менее значимая проблема:
«Плохо еще и то, что современный студент совершенно не приучен к систематическому самостоятельному труду. В ходе обучения он не читает даже учебники, не говоря уже о периодической литературе. Читальные залы библиотеки пусты. Современного студента редко можно увидеть с книгой, тем более с научным журналом, чаще он идет по коридору или сидит на полу с чашкой кофе или какой-нибудь едой».
Всё это, по словам преподавателя медицинского вуза, до конца убивает ту атмосферу, в которой только и могут вырасти будущие светила отечественной науки и медицины: «Везде царит дух расслабленности, веселья! Университет уже не воспринимается, как храм науки! А ведь когда-то студенты приносили в университет сменную обувь, и посещение лекций в нем было возможно только при наличии белого халата и шапочки. Культурный уровень будущих врачей также очень низок. И никто не стремится восполнить этот пробел».
Подчеркивая тезис о наличии глубоких проблем в системе высшего медицинского образования, Константин Гайдуков отметил следующее: «В университете имеют место такие вещи, как план по выпуску «краснодипломников», которым нельзя поставить никакую другую оценку, кроме «отлично», или, например, план по количеству выпускников, обучающихся по бюджету (подушевое финансирование). Таких студентов вообще никак нельзя отчислить, даже если они — окончательные балбесы, совершенно не желающие обучаться. Создана такая система, при которой студенту нельзя поставить неудовлетворительную оценку на экзамене: Ты ее ставишь, а деканат в ответ на это примет все меры, чтобы студент пересдал дисциплину, и если не тебе, то какому-нибудь другому — более лояльному преподавателю».
По словам специалиста, это вовсе не значит, что в стенах университета совсем не встречаются «лучики света в темном царстве»: «Есть заинтересованные студенты, которые хотели бы учиться медицине и пошли в профессию, руководствуясь зовом сердца. Но и они при всём при этом будут постигать секреты профессии исключительно на началах самообразования. Дело в том, что у преподавателя, оказывается, совсем нет времени на то, чтобы заниматься со своими студентами. Все чаще слышатся заявления о том, что высшая школа — это самостоятельное обучение. А тот факт, что современного студента ещё нужно научить работать с книгой, и уж, тем более, с научным журналом, просто игнорируется. Как такие студенты будут самостоятельно обучаться? Вопрос риторический…».
«Куда же уходит это время? Говорят, что на составление всевозможных отчетов, но это не так. На самом деле бумажной волокиты в высшей школе не так много. Дело в банальной попытке Министерства образования сэкономить на педагогах. Зарплата преподавателя, работающего на ставку, при наличии у него ученой степени и северных надбавок ниже 30 тысяч рублей. Многие ведут дополнительные занятия, работают больше. В итоге, рост количества негативно сказывается на качестве. Но и сами вузы ухищряются обманывать педагогов, увеличивая им учебную нагрузку без изменения зарплаты. То и дело приходится видеть такое явление, как спаривание двух и более групп, которые затем проводят по документам, как одну. При этом с точки зрения качества образования существует большая разница, занимается преподаватель с десятью студентами, или, например, с тридцатью».
Другая проблема, по словам преподавателя, касается учебной литературы, «которая стала заменяться электронными книгами, по которым вообще нельзя учиться, а прежние книжные фонды библиотеки, включающие в себя фундаментальные работы, стали выкидываться под предлогом необходимости освобождения аудиторий».
«Складывается такое впечатления, что наша власть понятия не имеет о том, какой врач нужен стране. Да и нужен ли он ей вообще?» — заключил преподаватель.
На вопрос о том, нужна ли нам платная (частная) медицина, Константин Гайдуков ответил: «Недавно сенатор Матвиенко предложила ликвидировать ФОМСы и все перевести на прямое государственное финансирование. Это, конечно, нужно делать. Это правильное решение. Так, кстати, выстроена система здравоохранения в Великобритании. Что же касается частной платной медицины, то это вообще подло, так как одно дело, когда вы приходите в магазин сытым и между делом покупаете какой-то продукт, и другое дело — когда вы голодны и нуждаетесь в куске хлеба. А если вы больны и вам нужно именно определенное лекарство, а у вас на него нет денег, то, разумеется, вы их найдете (любой ценой). В какой тогда роли выступает врач, предлагающий больному человеку купить у него это лекарство?..».
Напоминаем, что в конце марта председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с предложением финансировать лечение граждан напрямую, минуя систему фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС): «Зачем мы эти фонды насоздавали, давайте напрямую деньги перечислять из федерального, регионального бюджета. Всё по-честному, всё прозрачно». Сенатор отметила так же, что страховые фонды, по существу, являются лишними: «Это просто «прокладки» по перекачиванию средств граждан, просто конторки, которые перекачивают средства в медучреждения».