Помощники защищают папу римского от обвинений итальянских раввинов

Изидор Кауфманн. Секрет бизнеса (Фрагмент). XIX–XX вв.
Изидор Кауфманн. Секрет бизнеса (Фрагмент). XIX–XX вв.

Обвинение против папы римского Франциска в том, что он ошибочно приравнял агрессоров к жертвам в конфликте Израиля с палестинским движением ХАМАС, выдвинула группа итальянских раввинов и других видных еврейских лидеров. Об этом 25 ноября сообщает американский католический портал Crux.

В заявлении, сделанном после последнего выступления понтифика в среду, 22 ноября, президент Союза итальянских еврейских общин Ноэми Ди Сеньи указала: «Папа ставит всех на один и тот же уровень отъезда и прибытия. Но выезд — это террор, осуществляющий план уничтожения евреев во всем мире».

Война в секторе Газа, по ее словам, «необходима для защиты Израиля и его населения. Это сопряжено со страданиями, но жертвы должны быть связаны с теми, кто действительно несет ответственность».

Аналогичным образом в заявлении Совета Ассамблеи раввинов Италии говорится, что высказывания папы ставят «невиновных людей, оторванных от своих семей, на тот же уровень, что и людей, часто задержанных за очень серьезные террористические акты».

«Сразу же после этого Папа публично обвинил обе стороны в терроризме», — заявили они, добавив: «Эти позиции, принятые на самом высоком уровне, следуют за сомнительными заявлениями выдающихся представителей Церкви, в которых либо нет никаких следов осуждения агрессии ХАМАС, либо, во имя предполагаемой беспристрастности они ставят агрессора и пострадавшего на один уровень».

22 ноября папа Франциск провел встречи как с делегацией из 12 родственников израильских заложников, захваченных ХАМАС во время внезапного наступления на Израиль 7 октября, в ходе которого 1400 человек были убиты и 240 похищены, так и с 10 родственниками палестинских заключенных в Израиле.

В своем выступлении на общей аудиенции в тот день Франциск упомянул о своих встречах с обеими делегациями, заявив, что люди с обеих сторон «много страдают, и я слышал, как страдают и те, и другие: войны делают это, но здесь мы вышли за рамки войн, это не ведение войны, это терроризм».

Совет Ассамблеи раввинов Италии в своем заявлении отметил, что встреча папы с членами семей заложников «запрашивалась ранее, но всегда откладывалась», поэтому была предпринята попытка организовать встречу во время октябрьского Синода епископов, но организаторам тогда сказали, что папа Франциск слишком занят делами Синода.

«Мы спрашиваем себя, какой цели служили десятилетия христианско-еврейского диалога о дружбе и братстве, если тогда, в действительности, когда есть те, кто пытается истребить евреев, вместо того, чтобы получать выражения близости и понимания, а ответом является дипломатическая акробатика, балансирование и ледяная равноудаленность, что, конечно, является дистанцией, а не справедливостью», — говорится в заявлении раввинов.

Члены семей заложников, которые встречались с папой в среду, также, как сообщается, выразили свое разочарование словами понтифика, причем один из них, очевидно, сказал: «Не может быть никакого равенства между ХАМАС, который является террористической организацией и использует гражданских лиц в качестве щитов, и Израилем, который защищает мирных жителей».

Сообщается, что другой член семьи заложника также выразил разочарование тем, что Франциск «не назвал ХАМАС террористической организацией. Он только сказал, что война должна закончиться».

Однако несмотря на негативную реакцию, которую получил Франциск, несколько высокопоставленных помощников встали на его защиту, заявив, что Ватикан уже давно проводит политику нейтралитета и что папу беспокоят долгосрочные последствия затяжного конфликта.

Выступая перед итальянскими СМИ, кардинал Маттео Зуппи из Болоньи и президент Итальянской епископской конференции (CEI) заявил, что упоминание папой Франциском терроризма в среду «не ставит всех на один уровень».

«7 октября было трагедией, и точка. Это была трагедия. И поэтому внимание, осуждение. Затем происходит то, что происходит в секторе Газа», — сказал он, заявив, что Франциск объявил о прекращении огня, потому что «там ужасные страдания».

«Забегая вперед, мне кажется, что понтифик настаивает на другом решении, чтобы по-настоящему бороться с терроризмом, удаляя все, что в некотором роде может парадоксально его оправдать», — сказал Зуппи, добавив: «Это позиция папы, и дело не в том, что он этого не делает. Я не понимаю мотивов израильского правительства».

Итальянский кардинал Пьетро Паролин, государственный секретарь Ватикана, занял аналогичную позицию в обращении к журналистам. В своем выступлении Паролин заявил, что обвинения в том, что папа ставит всех на один уровень, в войне в Газе, «не имеют смысла», и что недавние события «определенно» не ставят диалог с еврейской общиной под вопрос.

Скорее, он сказал: «Мы глубоко обеспокоены этой волной антисемитизма, которая вспыхивает повсюду после начала войны».

Говоря о внезапном нападении ХАМАС 7 октября, Паролин сказал, что «Святой Престол имеет четкую позицию» в отношении наступления», и что «это не значит, что мы упустили это из виду».

«Мне кажется, что Святой Престол всячески старается быть справедливым, учитывать страдания каждого. Кроме того, в этом случае следует осудить те ужасные вещи, которые перенес Израиль», — сказал он.

Однако в то же время Паролин настаивал на том, что «мы также не можем игнорировать то, что происходит на другой стороне… где было много смертей, много раненых и столько разрушений».

«Папа хочет быть рядом со страданиями всех тех, кто страдает», — сказал он, заявив, что именно по этой причине папа хотел встретиться с обеими сторонами конфликта.

Паролин настаивал на том, что не существует эквивалентности агрессора и жертв, и что «все, что можно сказать, мы сказали, даже если в формах, которые подобают Святому Престолу… то, что говорит Папа, он говорит ясно. Конечно, не так, как они хотят».

Он отметил, что в критике нейтральной позиции Святого Престола нет ничего нового, и что папа Бенедикт XV столкнулся с аналогичным сопротивлением во время Первой мировой войны.

«Извините, но я не удивлен. Это судьба — знать, как сказать каждому то, что следует сказать, но я возвращаюсь к тому, чтобы говорить это так, как это делает Святой Престол», — сказал он.

Паролин сказал, что в настоящее время основное внимание уделяется освобождению заложников, похищенных ХАМАС, и что на данный момент «других возможностей» для вмешательства Ватикана не так много.

Решение Франциска встретиться с членами семей заложников в Ватикане, по его словам, «может помочь в этом смысле решить проблему».