Смогут ли Венгрия и Словакия блокировать военную помощь ЕС Киеву?

Изображение: Вячеслав Яковенко©ИА Красная Весна
Украина-НАТО
Украина-НАТО

Среди стран Евросоюза наиболее жесткую негативную реакцию на коррупционный скандал на Украине продемонстрировали Венгрия и Словакия. Это дало лидерам этих стран, и без того критически настроенным по отношению к помощи Киеву, дополнительный публичный повод для ужесточения своей позиции и призывов к прекращению финансирования, пишет европейская редакция ИА Красная Весна.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан использовал коррупционный скандал для подтверждения своей давней скептической позиции по отношению к поддержке Украины. Он прямо заявил об отказе финансово поддерживать Киев, назвав ситуацию «хаосом», в который «брюссельская элита хочет влить деньги европейских налогоплательщиков», а правящие круги Украины — «военной мафией». Он прямо связал президента Зеленского с раскрытой коррупционной схемой и призвал ЕС прекратить финансирование.

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо не только выступил против нового масштабного плана финансирования, но и ранее прекратил военную помощь. Он заявил, что помощь Киеву в 140 млрд евро означает «еще два года убийств», а дальнейшее финансирование лишь продлевает конфликт, а не решает его. Кроме того, в начале ноября Фицо заявил, что пока он занимает пост главы правительства, республика не поддержит идею Европейского союза использовать активы России для покрытия военных расходов Украины.

Однако голоса скептиков в лице Виктора Орбана и Роберта Фицо вряд ли смогут в одиночку полностью остановить помощь Украине со стороны Евросоюза, хотя создают серьезные политические трудности и могут повлиять на масштабы и формы будущего финансирования.

Словакия может использовать право вето при принятии решений о помощи Киеву, но обычно эта позиция используется Робертом Фицо как рычаг для решения других своих внутренних вопросов. Как показывают события октября 2025 года, ради снятия вето с санкций против России ЕС был вынужден пойти навстречу требованиям Фицо по пересмотру экологических норм для автомобильной промышленности. Как итог, Евросоюзу приходится просто тратить больше времени и политического капитала на переговоры, убеждения и поиск компромиссов, чтобы преодолеть возражения Словакии.

Венгрия также может использовать право вето для блокировки некоторых решений, например, связанных с бюджетом или санкциями, так как механизм принятия решений в ЕС требует единогласия. Однако по другим вопросам, особенно по военной помощи, которая часто координируется на межправительственном уровне, страны ЕС действуют более самостоятельно. Поэтому даже если Венгрия и блокирует общеевропейские финансовые инициативы, многие страны будут продолжать помощь в индивидуальном порядке или через другие механизмы.

Упорное сопротивление Орбана уже заставляет ЕС искать альтернативные варианты. Один из обсуждаемых сценариев — предоставление Украине статуса члена союза без полного права голоса, что позволит обойти вето Венгрии на переговорах о вступлении. Аналогичные гибкие подходы могут быть применены и к вопросам финансирования.

Таким образом, хотя Венгрия и Словакия вносят напряженность в процесс принятия решений в ЕС и могут затормозить реализацию самых масштабных финансовых программ, они не обладают достаточной силой, чтобы в одиночку развернуть общеевропейскую политику в отношении Украины. Помощь будет продолжаться, но, вероятно, в изменяющихся форматах и с постоянными политическими торгами.