Это как небоскреб на Красной площади. В Омске выступили против застройки

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Нынешние вандалы
Нынешние вандалы

Омская крепость — священное место и символ города, застройки его элитным жильем допустить нельзя, заявил председатель омского отделения Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Никита Шалмин 10 июня на докладе в общественном центре «Точка кипения — Омск».

«В Казани, Тюмени, Новосибирске есть точечная застройка… Но не в священных местах города… где находятся объекты идентификации, культуры, где символы города», — заявил Шалмин, имеющий опыт разработки генеральных планов крупных городов.

Председатель ВООПИиК настаивает на том, что архитектура не есть «оформительство»: «Архитектура — это достояние культуры, это свойство ее, это один из ее механизмов, трансляция вечности — это ресурс. Архитектура решает, успешный город или не успешный».

Шалмин привел примеры успешных и неудачных в смысле архитектуры и планировки городов СССР и мира (в докладе упоминались Сингапур, Флоренция, города в Самарской области и республике Хакасия). Одни построены так, что десятилетиями динамично развиваются, а другие уже опустели, потому что были лишь нагромождением инфраструктурных объектов.

Застройка территории омской крепости, считает Шалмин, — это как в Москве «Собор Василия Блаженного, вокруг которого мы строим жилье. А перед колокольней Ивана Великого мы возводим 120-этажный отель…».

Докладчик пояснил, что сравнение по планировке радиального правобережного Омска с Москвой вполне правомочно. Далее он напомнил, что гостиницу «Москва» в столице «разобрали», и обратился к аудитории с вопросом: «А мы сейчас в Омске будем ЭТО строить, чтобы потом [тоже] разобрать?».

Общественник Юрий Белогорохов развил эту мысль и предложил выдвинуть соответствующую законодательную инициативу: проект строительства любых зданий должен сразу же включать проект их сноса на случай, если власть этого потребует. В течение 2-3 лет, считает общественник, идеологически столкнутся «империя» и «торгашество», потому территорию омской крепости все равно освободят от элитной недвижимости.

Напомним, что предприниматель Александр Антропенко (гендиректор «МРСК Сибири» — «Омскэнерго») предлагает на приватизированной территории омской крепости и бывшей ТЭЦ-1 (также памятника архитектуры) возвести жилой микрорайон. Предлагается возвести квартал комфорт-класса в европейском стиле на 2 тысячи квартир и отель с подземной парковкой. Предлагаемый комплекс покажет омичам, заявил Антропенко, высокие стандарты жизни и поспособствует развитию центра города как места общественного притяжения.

Шалмин назвал верхом цинизма заявления, что в жилье «комфорт-класса» смогут заселиться «врачи, учителя и люди творческих профессий со средним достатком». Не меньшим цинизмом он считает планы дать многоэтажному отелю название «Достоевский» (писатель отбывал в омской крепости наказание). К тому же при появлении элитного жилья исторически значимая территория будет тут же огорожена и заставлена сотнями автомобилей. Поэтому, заключил председатель ВООПИиК, она вообще перестанет быть центром притяжения горожан в праздники.

В качестве одной из альтернатив проекту застройки Шалмин предложил восстановить здание ТЭЦ-1 и создать на этой территории фестивальный центр, арт-центр, музей энергетики, зимний сад, а также комплекс залов торжественных официальных приемов (данных объектов в Омске до сих пор нет).

Фестивальный центр, заверил Шалмин, гармонично впишется в архитектуру центра Омска и ничем не помешает более амбициозному проекту — воссозданию на берегу Иртыша и Оми крепостной стены.

Напомним, ранее ВООПИиК, сообщество архитекторов и инициативные омичи составили обращение к президенту РФ, губернатору Омской области и намерены воспрепятствовать любым попыткам застройки исторически значимой территории. В их поддержку продолжают высказываться историки, специалисты в сфере культуры, архитектуры, градостроительства.