Православный Савонарола. Член Общественной палаты хочет упразднить театры
Запретить театр как жанр искусства в России предложил член Общественной палаты Павел Пожигайло 22 октября в беседе с православным магнатом Константином Малофеевым на телеканале «Царьград».
По словам Пожигайло, будь он президентом, он бы своим первым указом «закрыл все театры» в нашей стране. По его мнению, игра актеров на сцене якобы «подменяет» и десакрализует «акт служения в храме».
В защиту своей позиции Пожигайло сослался не только на авторитет Церкви, но и на таких русских мыслителей, как Фёдор Достоевский и Василий Розанов. Так, он процитировал письмо Достоевского жене, в котором классик сетует, что «раньше люди в субботу в Церковь ходили», а сейчас — на пьесы Александра Островского в театр.
В той же беседе Пожигайло предложил радикально сократить изучение «примитивного» английского языка в школе. По словам чиновника, оно «воспитывает англичан», а не патриотов России, которые «ничего не потеряют», если не будут знать языка Шекспира и Байрона.
Отметим, Павел Пожигайло вот уже несколько лет будоражит общественность своими скандальными инициативами. Так, на английский язык он ополчался еще в 2013 году, мотивируя свою позицию недостатком часов пения, истории и родной речи в школах.
Впрочем, у Пожигайло имеются свои представления и о русской литературе. Так, 6 лет назад он предлагал «поставить под особый контроль» школьное чтение таких «опасных» авторов, как тот же Островский, Николай Некрасов и Михаил Салтыков-Щедрин.
Читайте также: Минкульт про «Смерть Сталина»: фильм не представляет никакой ценности
Отметим также, в православной традиции издавна укоренились два мистериально-театрализованных представления, — пещное действо и хождение на осляти. Советскому и российскому зрителю пещное действо известно по фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Оно повествует о чудесном спасения трех отроков Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи, куда их вверг вавилонский царь Навуходоносор II.
В то же время история христианства отмечена периодическими всплесками борьбы с искусством. В частности, визайнтийские иконоборцы (иконокласты) отрицали любое человеческое подражание Творцу всего сущего, включая иконопись. В католической традиции похожие практики часто связывают с именем Джироламо Савонаролы (1452–1498) — флорентийского монаха, который, ради борьбы с обмирщением искусства, не брезговал сожжением книг и картин «сомнительного содержания».
Пожигайло, «расшибая лоб» в попытках прослыть православным христианином и ревностным патриотом, по сути впадает в иконоборческую ересь. В самом деле, его антикультурный запал куда ближе ко взглядам иконокластов или радикалов-исламистов, чем к подлинному христианству. Если же учесть, что мы всё-таки живем в светском государстве, а не при теократии византийского образца, то фантазии чиновника о закрытии театров становятся вдвойне абсурдны.
Впрочем, самое неприятное здесь то, что Пожигайло прикрывается в своих целях авторитетом русских мыслителей — в частности, Достоевского. Известно, что сам Фёдор Михайлович неоднократно восхищался тем же Островским и уж точно не мечтал об упразднении великого русского театра. Так зачем же превращать великого русского писателя в узколобого мракобеса и противника искусств, выхватывая отдельные фразы из эпистолярного наследия классика?
Силами таких деятелей, как Пожигайло, из русской культуры лепится фундаменталистский лубок на потребу глобалистам, которым эта культура нужна именно в таком оскопленном виде.