После того, как Фаучи публично разошелся с Трампом по таким вопросам, как гидроксихлорохин и сроки введения потенциальной вакцины, президент постарался сказать, что уважает своих медицинских экспертов и прислушивается к их советам

Конфликт Трампа и ведущих инфекционистов США вышел на публику

Фредерик Лейтон. Борьба Геракла с богом смерти Танатом, прибывшим за телом Алкестиды.1871
Фредерик Лейтон. Борьба Геракла с богом смерти Танатом, прибывшим за телом Алкестиды.1871

Пять месяцев пандемии, которая убила больше чем 130 000 американцев, понадобились, чтобы напряженность между президентом Дональдом Трампом и экспертами в области здравоохранения, которые работают в его правительстве, перешли от личных стычек через сокрытие разногласий к публичному спору, написали Кевин Литпак и Ник Валенсия 8 июля в статье на CNN.

Эксперты правительства в области здравоохранения — это Энтони Фаучи и Дебора Биркс из Национальных институтов здоровья, а также Роберт Редфилд — глава центров по контролю за заболеваниями (CDC).

Корреспонденты CNN пишут, что, по словам людей из упомянутых институций, у них возникает новое чувство деморализации, поскольку они продолжают свои попытки бороться с эпидемией, которая случается один раз за поколение, одновременно ориентируясь на прихоти президента, который проявлял мало интереса или понимания их работы.

То, что Трамп не доверяет и не следует советам таких экспертов, как доктор Энтони Фаучи, ведущий специалист по инфекционным заболеваниям в стране, уже не новость. На самом деле в США произошло мягкое отстранение Фаучи от принятия решений по коронавирусу. Это выражается в том, что Трамп не присутствовал на совещании своей целевой группы по коронавирусу в течение нескольких месяцев, и с недавних пор ее заседания проводятся за пределами Белого дома, например, 8 июля брифинг целевой группы состоялся в штаб-квартире Министерства образования. Фаучи было приказано участвовать в совещании удаленно, при помощью видеоконференции, что не позволило ему принять участие в брифинге целевой группы в полдень, сообщают корреспонденты CNN.

Трамп тут якобы ни при чем. Пресс-секретарь Белого дома Кейли Макинани сказала позже, что «рабочая группа сама решает», кто появляется на брифингах по коронавирусу. На вопрос, доверяет ли президент Фаучи, Макинани ответила, что Трамп «доверяет выводам наших медицинских экспертов».

Журналисты CNN, один из которых из президентского пула, сообщают, что президент месяцами жаловался помощникам на собраниях, что при появлениях Фаучи на телевидении, которые были резко сокращены Белым домом, он часто противоречил своим собственным рекомендациям, которые давал президенту. Уже в марте Трамп все больше разочаровывался тем, что прогнозы Фаучи на телевидении относительно вируса казались менее оптимистичными, чем его собственные, сделанные на основе информации от экспертов из целевой группы (в том числе и Фаучи), но в основном избегал публичных упреков.

В то же время многие из помощников Трампа в течение многих месяцев рассматривали Центры по контролю и профилактике заболеваний США с глубоким скептицизмом, полагая, что их оплошности при тестировании в начале эпидемии являются критической ошибкой, и считают недавние утечки из CDC проектов руководств по действиям в условиях эпидемии попытками обойти Белый дом.

А по мере того, как инфекция распространилась по всей стране, а перспективы переизбрания Трампа тускнеют именно из-за того, как он справился с эпидемией, он начал ссориться с Фаучи и CDC уже публично.

«Я думаю, что мы находимся в хорошем месте. Я не согласен с ним», — сказал Трамп в интервью 7 июля, когда его спросили об утверждении Фаучи, что США все еще «по колено в первой волне» пандемии. Трамп обвинил Фаучи в том, что тот колебался по поводу ранних решений во время пандемии, и заявил, что ему лучше было бы игнорировать экспертов и доверять своим инстинктам.

«Доктор Фаучи сказал, что маски носить не надо, а теперь он говорит, что их надо носить», — сказал он Грете Ван Сустерен из Grey Television. «Он говорил множество вещей. Не закрывайте (авиасообщение с — прим. ИА Красная Весна) Китаем. Не запрещайте Китай. Я все равно сделал это. Я не слушал своих экспертов и закрыл Китай. Мы были бы в гораздо худшем состоянии. Вы не поверите, насколько больше было бы число погибших, если бы мы не запретили (авиасообщение с Китаем — прим. ИА Красная Весна)».

Журналисты CNN попытались оправдать Фаучи, говоря, что критика Трампа в отношении Фаучи необоснована; дескать, «решение не рекомендовать носить маски было вызвано в основном их общенациональной нехваткой, и Фаучи публично поддержал запрет на поездки из Китая, когда он был объявлен».

Тем не менее, критика Трампом директора Национального института аллергии и инфекционных заболеваний Фаучи отражает убеждение Трампа в том, что эксперты в области здравоохранения, которых он собрал в начале пандемии, направили его по ложному пути. Это мнение было поддержано некоторыми консервативными СМИ, которые сверх того обвинили Фаучи и других в администрации во введении драконовских мер по блокировке, несмотря на то, что их никто не избирал.

Через день после критики Фаучи Трамп обвинил CDC в создании «очень жестких и дорогих руководящих принципов для открытия школ», заявив, что он не согласен с рекомендациями агентства здравоохранения. «Хотя они хотят, чтобы школы открылись, они просят школы делать очень непрактичные вещи, — написал Трамп. — Я буду встречаться с ними!!!»

Несколько часов спустя, вице-президент Майк Пенс сказал, что CDC на следующей неделе выпустит новое руководство по открытию школ, и сказал, что их не следует рассматривать как препятствие для возвращения детей в классы.

Почему Трамп не встречался с главным агентством здравоохранения страны по поводу открытия школ до того, как они выпустили свои руководящие принципы, и до того, как Трамп созвал круглый стол для обсуждения этого вопроса, неясно. То ли Трамп проигнорировал сообщения о разработке руководящих принципов, то ли президенту забыли сообщить об их разработке.

Ранее разногласия Трампа с официальными лицами, такими как Фаучи, были менее выраженными. После того, как Фаучи публично разошелся с Трампом по таким вопросам, как гидроксихлорохин и сроки введения потенциальной вакцины, президент постарался сказать, что уважает своих медицинских экспертов и прислушивается к их советам.

Несмотря на то, что он в частном порядке жаловался на то, что его компрометируют, Трамп сказал во время брифингов для прессы, что между ним и врачами в целевой группе по коронавирусу в Белом доме было мало дневного света. И после того, как он ретвитнул сообщение с хэштегом #FireFauci (уволить Фаучи), Трамп преуменьшил их разногласия. Когда Фаучи и доктор Дебора Биркс, координатор реагирования на коронавирус в Белом доме, посоветовали Трампу продлить карантин в начале апреля, он согласился.

Но это оказалось верхом их влияния. С тех пор Трамп последовательно подрывал их рекомендации и предлагал противоречивую информацию о серьезности вспышки и прогнозах на ближайшие месяцы. Но возможно, что прогнозы, рекомендации и противоречивая информация исходили как раз от Фаучи и Биркс, которые потом на телевидении говорили совсем не то, что президенту. И именно это Трамп, возможно, и назвал компрометацией.

Разрыв между Белым домом и CDC не ограничивается только Трампом. Некоторые представители Западного крыла тихо обвинили агентство в провале ранних усилий по наращиванию тестирования на коронавирус, что является одной из критических ошибок в реагировании на пандемию. Другие в Белом доме, включая Биркс, ставили под сомнение некоторые данные, полученные от CDC, говоря, что они могут быть неполными или запаздывающими.

Напомним и ещё один непрозрачный момент. Единственное лекарство от коронавируса, спешно одобренное для применения в США — ремдесивир. Рекомендовал его одобрение Энтони Фаучи, который отвечал за его клинические испытания и назвал его эффективным. Производитель препарата — фирма Gilead, связанная с главой CDC Редфилдом, получила возможность сбывать свое лекарство от вируса Эбола и получать прибыль, потому что предписанный курс стоит более $3000.

При этом в отчетах клинических испытаний показано, что поддержанный Фаучи препарат никак не влияет на смертность пациентов и влияет разве что на время выздоровления пациентов при средней тяжести течения болезни. Но при этом Фаучи настаивал, что ремдесивир помогает, и заявлял, что гидроксихлорохин вреден, и его надо запретить.

С другой стороны, китайские врачи заявляли, что гидроксихлорохин помогает при COVID-19, хотя и не является панацеей, а вот положительного эффекта от ремдесивира китайские врачи не увидели. Но проводимые под кураторством Фаучи исследования того же гидроксихлорохина показали его вредность. При этом гидроксихлорохин широко доступен и стоит несколько долларов, а ремдесивир на два порядка дороже.