1. Концептуальная война
  2. День Победы
Донецк, / ИА Красная Весна

Кургинян: 9 Мая — яркий пример нелинейности человеческого времени

Леонид Голованов. Красной армии — слава! Дошли!. 1946
Леонид Голованов. Красной армии — слава! Дошли!. 1946
Леонид Голованов. Красной армии — слава! Дошли!. 1946

Человеческое время не является конструкцией, которая неумолимо стирает все следы, иначе человечество давно погибло бы, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 5 мая в передаче «Тема» на донецком телеканале «Юнион».

В передаче рассматривалось значение Дня Победы в Великой Отечественной войне для российского общества в современной ситуации противостояния со странами Запада, почему вдруг победа над фашизмом и нацизмом в 1945 году стала важна сегодня.

Политолог сообщил, что праздники в честь побед прошлого не забываются ни у одного народа мира так, как будто эти победы случились вчера, несмотря на то, сколько времени прошло после событий. Время в общественной жизни делится на — хронос (обычное течение времени) и время особого праздника — кайрос.

«Человеческое время не является линейной конструкцией, которая неумолимо стирает все следы. Вот не так это! Если бы это было так, возможно, человечество давно бы прекратило существование. И ярчайшим примером того, что это не так, является 9 Мая», — заявил Сергей Кургинян.

Философ подчеркнул, что историческое человеческое время — странная вещь, оно способно возвращаться, создавать новую волну, приближаться и воскрешаться.

«Насколько людям нужны эти героические даты как воспоминания о самих себе. Как родовые воспоминания, архетипические, которые подтверждают, что если род мог, то и мы можем. Вот это ощущение праздника именно с возвращением к каким-то моментам величия, которое будни, конечно, стирают, и есть сущность праздника», — считает Кургинян.

Лидер движения «Суть времени» привел в пример героя Василия Шукшина в повести «Калина красная», когда тот говорил «праздника хочет душа», — это было сказано о кайросе. Шукшин описал жажду воскрешения великих свершений и соприкосновения с величием этих свершений.

«Ты его вынул из этой бездны ушедших времен, и ты его вернул себе. И в этом есть какое-то внутренне завоевание. Как говорила Новелла Матвеева „когда потеряют значенье слова и предметы, на землю для их обновленья приходят поэты“. Вот это обновление вдруг происходит, воскрешение чего-либо, и в этом смысле великая победа может сравниться со священными победами», — уточнил Кургинян.