Источники происхождения скифов выявили генетики

Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами (фрагмент). 1881
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами (фрагмент). 1881
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами (фрагмент). 1881

Источники происхождения кочевых племен железного века в понтийско-каспийских степях выявили ученые Института науки о человеческой истории имени Макса Планка в Йене, 26 марта сообщает Heritage Daily.

Международная группа генетиков, антропологов и археологов под руководством специалистов по археогенетике изучила 111 древних геномов, принадлежащих ключевым скифским и нескифским археологическим культурам центральноазиатской степи.

Результаты этого исследования показывают, что существенные генетические сдвиги были связаны с упадком длительно существовавших оседлых групп бронзового века и подъемом скифских кочевых культур в железном веке.

Находки свидетельствуют, что относительно однородная родословная скотоводов позднего бронзового века, меняется на рубеже первого тысячелетия до нашей эры в связи с притоком с востока и юга в степь кочевых племен. С этого момента ученые фиксируют смешанные генофонды.

Было выявлено, по крайней мере, два основных источника происхождения кочевых групп железного века. Восточный источник, вероятно, связан с населением Горного Алтая, которое в течение железного века распространилось на запад и юг, смешиваясь по мере продвижения.

Эти генетические результаты совпадают по времени и месту с найденными археологическими находками. В районе Алтая найдены самые ранние скифские погребения, связывающие различные известные культуры, такие как сакская, тасмола и пазырык.

Группы, расположенные в горах Западного Урала, сформировали второй отдельный, одновременно с первым, источник. В отличие от алтайского случая, представители уральских савромато-сарматских культур оставались в значительной степени генетически изолированы на протяжении всего распространения их на запад от Урала в понтийско-каспийскую степь.

Исследование также охватывает переходный период после железного века, выявляя новые генетические изменения. Эти изменения усилились на рубеже первого тысячелетия нашей эры, одновременно с упадком, а затем и исчезновением скифских культур в Центральной степи.

В этом случае новый дальневосточный евразийский приток связан с распространением кочевых империй Восточной степи в первые века нашей эры, таких как Сюнну и Сянбэй. Также фиксируются незначительные притоки из иранских источников, вероятно, связанные с экспансией персидской цивилизации с юга.