На Украине бутылка масла в магазине в два раза дороже, чем в Чехии — эксперт

Изображение: Загороднюк Дмитрий © ИА Красная Весна
Подсолнух
Подсолнух

На Украине пользователей социальных сетей возмутила дороговизна подсолнечного масла, цена на которое уже стала в два раза выше, чем в магазинах соседних стран, причины этого оценил экономист Алексей Кущ 26 июля на своей странице в Facebook

«Социальные сети в Украине наконец увидели то, о чем мы пишем уже несколько месяцев: удивительную разницу между ценами на подсолнечное масло в зарубежных супермаркетах и украинских», — отметил Кущ.

По словам эксперта, Украина является одним из лидеров по выращиванию подсолнечника и экспорту подсолнечного масла. Причем на внутренний рынок страны приходится незначительная часть от того, что продается за рубеж.

При крупной оптовой продаже на экспорт за литр подсолнечного масла можно выручить примерно один доллар за литр, а при продаже на внутреннем рынке в розницу целых два доллара.

«Существуют законы рынка, когда розница всегда дороже оптовой партии как за счет фактора объема продаж, так и по причине стоимости упаковки и дистрибьюции. Но это не может объяснить разницу в цене в два раза, должны быть системные факторы, которые и формируют указанный выше зазор», — рассказал Кущ.

По его мнению, одна из главных причин — это политика украинских торговых сетей. Он сделали ставку на рост торговой наценки в условиях, когда у народа все меньше денег и потому падают объемы продаж.

«Лучше продавать меньше, но дороже: кому надо, тот купит, даже переплачивая. И украинцы переплачивают, покупая несколько бутылок подсолнечного масла в месяц. <…> Есть группа социальных товаров, спрос на которые растет при увеличении цены, хоть это и звучит на первый взгляд парадоксально», — добавил Кущ.

По словам эксперта, если люди ожидают рост цен, они запасаются впрок даже по завышенным ценам.

«Крупные компании на рынке этим активно пользуются, вступая в олигопольный сговор для получения сверхприбыли при полном попустительстве антимонопольного комитета. Но есть и стратегический фактор — налоговые стимулы», — добавил Кущ.

В частности, это схема возмещения НДС за счет государства по экспорту сырья и другие особенности налогов и пошлин.

«Сама же „копилка“ налога на добавленную стоимость, из которой и черпают деньги на возмещение, формируется всеми нами — конечными потребителями товаров и услуг. Все мы скидываемся в „общак“ под названием бюджет, контролируемый властью, чтобы бутылка масла в чешском супермаркете стоила в полтора раза дешевле, чем в украинском», — завершил эксперт.