1. Культурная война
  2. Открытие памятников
Владивосток, / ИА Красная Весна

Памятник Штирлицу открыли во Владивостоке

Изображение: Цитата из к/ф "Семнадцать мгновений весны". Реж. Татьяна Лиознова. 1973. СССР
Советский разведчик Макс Отто фон Штирлиц
Советский разведчик Макс Отто фон Штирлиц

Черный стальной лист с резным силуэтом литературного героя книг Юлиана Семенова — Макса Отто фон Штирлица встроили в арку здания владивостокской гостиницы "Версаль", 19 января сообщает ТАСС.

Композиция выполнена по эскизу скульптора Всеволода Древло при поддержке дизайнера проекта Павла Шугурова.

Литературный герой Юлиана Семенова работал в разных уголках земного шара — от Прибалтики до Дальнего Востока и Южной Америки. Разведчик Максим Исаев, будущий Штирлиц, как и его прототип, некто Максим Максимович, работал в красном подполье Владивостока во время белого переворота в 1921 году.

Идее установки памятника очередному литературному герою не один десяток лет. Первое предложение «поселить» героя популярного телесериала «17 мгновений весны» во Владивостоке было выдвинуто журналистом Владимиром Онищенко в начале века.

Памятник Штирлицу, по сути, является памятником любому разведчику. Контуры фигуры человека в плаще и шляпе выполнены на темном металле со светлым фоном, символизируя видимую и невидимую стороны жизни разведчика-нелегала.

На фоне неустанной борьбы с памятниками советской эпохи появляются и такие, не вполне серьезные, памятники литературным и кинематографическим героям времен СССР.

Памятник сыщику московского уголовного розыска Глебу Жеглову в исполнении Владимира Высоцкого до сих пор украшает улицу украинского города Мариуполя, несмотря на все законы о десоветизации.

Тем не менее отметим, что в монументальной пропаганде России, и уж тем более — Украины, все больший вес обретают белогвардейские и даже фашистские сюжеты. Примером могут служить статуя фашистского прислужника Краснова и памятник «Исход», посвященный эвакуации белогвардейцев из Новороссийска.