1. Экономическая война
  2. Ситуация в Африке
Виндхук, / ИА Красная Весна

В Намибии обсуждают план постройки ж/д и автодороги в заповедный Соссусфлей

Изображение: (сс0) jpeter2
Пустыня
Пустыня

Проект строительства автомобильной и железнодорожной транспортной системы в нетронутой экосистеме пустыни Намиб может поставить под угрозу окружающую среду и создать монополию для бизнесмена Лабана Кандуме. Это беспокоит общественность и деловые круги Намибии, 1 апреля сообщает газета The Namibian.

Речь идет о Соссусфлее — глиняном плато в западной части региона Хардап, который расположен в центральной части пустыни Намиб на территории национального парка Намиб-Науклуфт. Соссусфлей прославлен такими достопримечательностями, как знаменитые высоченные красные дюны, белые солончаки и Мертвая долина (Dead Vlei) с остовами мертвых деревьев.

Предприятие «Государственные курорты дикой природы Намибии» (NWR) предупредило, что Соссусфлей является частью песчаного моря Намиб — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — и что его «природная красота и простота окружающей среды должны быть сохранены». Крупные постройки, раскопки и добыча полезных ископаемых запрещены на объектах всемирного наследия.

В ходе намеченных на пятницу консультаций с общественностью о Соссусфлее компания Кандуме должна представить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) предложенного проекта для получения сертификата о допуске строительства от министерства окружающей среды, лесного хозяйства и туризма.

Кандуме планирует доставлять туристов в Соссусфлей на поезде, новой автомобильной трассой и воздушными шарами. Бизнесмен хочет внедрить транспортную систему через свою компанию Sky Eye Hospitality and Tours в рамках сделки, которая, по его оценке, стоит около 280 миллионов намибийских долларов.

Однако это предложение подверглось критике со стороны нескольких игроков индустрии туризма, таких как NWR и туроператоры.

В случае одобрения проекта туристы, приехавшие в национальный парк, чтобы добраться до Соссусфлея должны будут воспользоваться транспортной системой Кандуме, что делает его монополистом.

«Допущение монополии на транспорт в Соссусфлей неэтично и приведет к огромным потерям рабочих мест», — заявила Ширстелл дю Туа-Остуизен из холдинга Taleni Africa Tourism, которой принадлежат гостиничные домики Sossusvlei Lodge. Она заявила это консультантам по окружающей среде Green Earth, которые проводят ОВОС по запросу Кандуме.

Sossusvlei Lodge в своих проспектах сообщает, что предлагает прямой доступ к высоким красным песчаным дюнам, знаменитому плато Sossusvlei, выжженным черным деревьям Dead Vlei и замечательным глубинам каньона Sesriem.

Туа-Остуизен рассказала, что в каждом из 48 домиков в окрестностях национального парка работают как минимум четыре гида, которые потеряют работу из-за того, что персонализированные экскурсии на автомобилях, принадлежащих Sossusvlei Lodge, больше не будут разрешены.

«Приблизительно 200 гидов, потерявших работу, по сравнению с занятостью порядка 30 сотрудников, работающих в этом новом проекте, — стоит ли оно того?» — спрашивает она. И напоминает, что инфраструктура для генераторных узлов, билетных касс, помещений для персонала, продавцов закусок и баров окажет огромное давление на сам район и на без того уязвимые запасы воды.

Кроме того, всё вышеперечисленное создает отходы и сточные воды, которые необходимо правильно обрабатывать и удалять. Существующих стоков будет недостаточно, считает Туа-Остуизен.

«Каждый, кто знаком с работой мощных генераторов, знает, что разливы нефти, дизельного топлива и шумовое загрязнение являются частью проблем. Кем это всё будет правильно управляться? Как эти генераторы справятся с температурой 60 градусов по Цельсию и выше?» — спрашивает она.

В прошлом году газета сообщала, что министр окружающей среды, лесного хозяйства и туризма Похамба Шифета в одностороннем порядке лишил NWR прав на предоставление челночных услуг в Соссусфлей — деятельности, которая раньше приносила им более 10 млн намибийских долларов годового дохода.

Концессию на эту деятельность позже получила компания Кандуме Skey Eye Hospitality and Tours. Министерство отрицает какие-либо правонарушения при этом.

Но предлагаемый Кандуме проект может быть реализован только в том случае, если будет получен сертификат экологической чистоты от министерства и соблюдены все другие юридические требования.

Кандуме сообщил: «Мы получили много комментариев. Лишь некоторые из них вызвали серьезные опасения. Мы должны ценить то, что люди заботятся, поднимая эти проблемы, чтобы указать на то, что мы, возможно, упустили из виду».

Он напомнил, что Соссусфлей является одним из самых популярных туристических направлений в Намибии. По его оценкам, этот район ежегодно посещают около 600 000 туристов — от 1000 до 1500 в день. И предлагаемый проект решит текущие проблемы, связанные с большим количеством полноприводных автомобилей, посещающих заповедник сейчас.

«Мы предлагаем проект, выгодный для всех. Тот, кто использует автомобиль, может ехать на нем до тех пор, пока на дороге не кончится асфальт. С этого места он может пересесть в наш поезд», — рассказал он.

Кандуме сказал, что реализация проекта приведет к росту туризма, и в ближайшие пять лет они надеются увеличить количество посетителей Соссусфлей до более чем одного миллиона человек.

При этом он уверяет, что проект нанесет меньше вреда окружающей среде, чем текущая ситуация в Соссусфлей.

В то же время полугосударственное предприятие NWR направило письменное заявление в министерство. В письме управляющий директор NWR Матиас Нгвангвама говорит, что компания возражает против планов по строительству дорог для моторизованного транспорта, воздушных шаров и вспомогательной деятельности, поскольку это может оказать серьезное влияние на финансовую устойчивость NWR.

«NWR был создан в первую очередь для работы и предоставления услуг по охране дикой природы в национальных парках. Компания является координационным центром по оказанию услуг дикой природе в парках, включая право первого отказа в концессиях», — напомнил Нгвангвама.

Он заявил, что NWR сохраняет за собой право дополнять и усиливать дальнейшие возражения и комментарии по этому вопросу.

Представитель NWR Нельсон Ашипала на этой неделе заявил, что с NWR по этому проекту не консультировались. «В настоящее время у нас есть концессия на перевозку клиентов с парковки в Соссусфлей и Dead Vlei, но консультаций перед предоставлением такой же концессии другой стороне не было. На самом деле это должно было стать первым шагом в этом процессе», — сказал он.

Ашипала сказал, что NWR не будет взаимодействовать с Sky Eye Hospitality and Tours Kandume до тех пор, пока не будут проведены консультации между правлением полугосударственной компании и министерством окружающей среды.

Руководство NWR заявило, что мандат министерства на предоставление концессий в национальных парках признан. Однако предоставление этих концессий не должно нарушать установленные законом обязанности и прибыльность NWR, как указано в законе.

«Пока закон об учреждении NWR не будет отменен, право компании на существование не должно нарушаться», — сказал Ашипала.