Москва и Татарстан. Итоги 2017 года
В 2017 году между федеральными властями и элитами Татарстана начал развиваться конфликт, внешне связанный с вопросом продления Договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией и с именованием главы республики Татарстан «президентом». А также с проблемой недостаточного преподавания русского языка и обязательного преподавания татарского в регионе.
Запомним эти «три проклятых вопроса». Именно в связи с ними с начала 2017 года в регионе активизировались общественные, националистические и даже радикальные организации.
В январе президиум Всетатарского общественного центра (ВТОЦ, в начале 1990-х годов требовал полноценный государственный суверенитет для Татарстана) принял обращение к депутатам всех уровней о придании татарскому языку статуса единственного государственного в республике.
В апреле с помощью «кругов, близких к правительству Татарстана», ВТОЦ провел съезд, на котором потребовал больше школ «на татарском языке», освободить из тюрем «оклеветанных мусульман», в том числе сторонников «Хизб ут-Тахрир» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и, главное, потребовал от Москвы в августе 2017 года подписания договора о разграничении полномочий с РТ. Местные эксперты не без оснований считают, что ВТОЦ «управляется из Казанского кремля».
22 апреля в Казани прошел III съезд народов Татарстана. В его работе приняло участие руководство республики: президент республики Рустам Минниханов, государственный советник, экс-глава республики Минтимер Шаймиев, представители Федерального собрания, депутаты Госдумы и Госсовета РТ. Делегаты съезда потребовали от Москвы «сохранить для главы республики наименование „президент“» и «урегулировать возникающие вопросы, касающиеся разграничения полномочий между федеральным центром и Татарстаном».
Со 2 по 6 августа в Казани состоялся VI съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ), в оргкомитет которого входят 12 членов правительства РТ и 7 депутатов Госсовета. Делегаты съезда потребовали от федеральных властей предоставить право учащимся национальных школ сдавать ЕГЭ «на родном языке», решили «принять платформу сохранения <…> татарского языка» и высказались за «сохранение должности президента» в РТ.
Как мы видим, вся активность общественных сил, подконтрольных властям РТ, была направлена на решение «трех проклятых вопросов» в ключе, выгодном татарским элитам.
Однако 20 августа первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко «поставил точку» в вопросе о подписании договора о разграничении полномочий, сообщив, что «сейчас не по договорному типу строится государственность». Именование должности «президент Татарстана» оставлено Москвой до конца полномочий Минниханова, ну а языковой вопрос обострился именно в июле–августе.
20 июля президент России Владимир Путин в ходе своего визита в республику Марий-Эл высказал мнение о недопустимости снижения уровня преподавания русского языка в национальных республиках и поручил Роскомнадзору совместно с прокуратурой РФ проверить соблюдение прав россиян на добровольность изучения языков народов России.
С сентября прокуратура РТ начала проверки, а 16 октября в местных группах соцсети «ВКонтакте» стали доступны первые результаты проверок, которые выявили массовые нарушения в школах Татарстана, где школьникам, в частности, незаконно навязывается обязательное изучение татарского языка за счет уменьшения часов преподавания языка русского. Против прокуратуры развернулась информационная война, в которой участвовали и студенты Казанского университета, и представители татарской интеллигенции, и молодежной националистической организации «Азатлык». Именно они, кстати, требовали увольнений местных чиновников и прокуроров якобы за «борьбу с татарским языком».
В октябре неприятие результатов проверок прокуратуры РТ демонстрировали и некоторые директора школ, и высшее руководство РТ. Президент Р. Минниханов и председатель Госсовета Ф. Мухаметшин публично высказали недовольство прокурорскими представлениями и заявили, что «добровольности в вопросе [изучения татарского языка — прим. ИА Красная Весна] не будет».
А руководство Минобра РТ 3 ноября выпустило «Методические рекомендации с примерными вариантами учебных планов для образовательных организаций Республики Татарстан», в которых на татарский язык определено обязательных 2 учебных часа в неделю и еще 3 часа на «родной язык и литературное чтение».
5 ноября прокуратура РТ потребовала отозвать эти методрекомендации, определив их несоответствие федеральному законодательству и указав на факт «неоднократного выхода Минобра РТ за пределы своих полномочий».
Перелом в «языковом вопросе» наступил 29 ноября, когда на заседании Госсовета Татарстана был заслушан прокурор РТ Илдус Нафиков с результатами прокурорских проверок. Илдус Нафиков, в частности, рассказал депутатам о снижении объемов преподавания русского языка во всех школах РТ, кроме двадцати четырех, и о 3 856 нарушениях, связанных с лишением русскоязычных граждан РФ их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка.
Депутаты Госсовета РТ пытались замолчать требования прокуратуры о добровольности изучения татарского языка. Однако 30 ноября Министерство образования РФ на своем сайте выложило материалы, указывающие на добровольность изучения родных языков в общеобразовательных организациях нацреспублик. Депутаты РТ публично приняли эту позицию в своем решении.
Однако вопрос с навязыванием обязательного изучения татарского языка в регионе не был исчерпан. Силы, стремящиеся любыми средствами продолжить поголовную «татаризацию» региона, с осени 2017 года начали применять другие методы.
Власти региона организовали этакую «информационную войну» против позиции добровольности преподавания национальных языков, в том числе организуя протатарские выступления в федеральных СМИ. Директора некоторых школ пошли на прямой саботаж решения прокуратуры о добровольности изучения татарского (например, стремясь устроить обучение геометрии и информатике на татарском). Более того, представители татарских властей планируют организацию политических федеральных структур, направленных на поддержку и продвижение региональных этнократических элит и их интересов по всей России.
Часть высшей элиты Татарстана настойчиво насаждает в регионе татарский язык как обязательный для всех учащихся школ, что входит в противоречие с озвученной позицией Госсовета РТ и президента Р. Минниханова, с мнением общественности Татарстана, с позицией В. Путина и положением Конституции РФ. Местные эксперты считают, что дальнейшая работа региональных элит на «татаризацию» региона не только обострит ситуацию в республике и ее отношения с Москвой, но может привести к ослаблению позиций и даже досрочной отставке президента РТ Р. Минниханова.