Китай хранит нейтралитет на Ближнем Востоке, но его втянут в политику — эксперт
Китай имеет опыт построения экономических отношений со странами-конкурентами, но по мере накала ситуации будет втянут в политику, передает 29 июля Al Jazeera.
На Ближнем Востоке Китай смог выстроить прочные отношения с различными странами, которые сами иногда являются противниками, в первую очередь с Саудовской Аравией и Ираном — двумя крупнейшими партнерами Китая в регионе, отмечает Al Jazeera.
Пекин подписал соглашения с Израилем и Саудовской Аравией, одновременно вступая в 25-летнюю программу сотрудничества с Ираном, и занял хорошую позицию, чтобы не вмешиваться политически в регион, погрязший в конфликте.
Тем не менее, по мере того, как США и Китай всё более решительно настроены на соперничество, неясно, как долго Китай сможет продолжать проводить свою внешнюю политику, основанную исключительно на экономике.
Прошлые успехи Китая в сохранении относительно нейтральной позиции уже получили поддержку. Саудовская Аравия признательна за то, что Китай не беспокоится о ситуации с правами человека в Эр-Рияде. А Иран — что Китай не относится к нему, как к международному изгою.
Тем не менее некоторые аналитики выразили сомнение относительно вероятности строгого выполнения Китаем этой политики.
“С экономической точки зрения, по мере того, как вы инвестируете больше, вы становитесь все более привязанными к региону и все более замкнутыми, и в конечном итоге вы будете втянуты в политику, — объяснил адъюнкт-профессор Брюссельской школы управления Гай Бертон. — В то же время американцы пытаются продвинуть этот новый „нарратив холодной войны“, пытаясь заставить своих союзников принимать решения сейчас».
Сейчас мир вступает в фазу с большей степенью неопределенности, и для многих стран региона нецелесообразно выбирать между некоторыми из крупнейших игроков.
«В регионе, который переживает переходный период, люди не мыслят бинарными категориями, а именно США или Китаем, — сказал глава отдела азиатских исследований в Центре исследований и исламоведения имени короля Фейсала в Саудовской Аравии Мохаммед Турки аль-Судаири. — Им нужны оба».