Как финансовые власти должны бороться с коронавирусом — Chatham House

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Курс валют
Курс валют
Курс валют

Министерства финансов и центральные банки должны сыграть решающую роль в смягчении угрозы для мировой экономики от коронавируса, но не монетарными методами. Об этом заявил эксперт аналитического центра Chatham House Креон Батлер в исследовании, опубликованном 4 марта на сайте организации.

По мнению эксперта, «эпидемии такого масштаба, как COVID-19, имеют огромные экономические последствия — не только из-за затрат на лечение людей, но и на их (эпидемии — прим. ИА Красная Весна) остановку, и поддержание экономики в рабочем состоянии». Он отметил, что после информации о глобальном распространении болезни, произошел обвал мировых фондовых рынков на 10%.

Батлер подчеркивает отличие текущей ситуации от банковского кризиса в 2008–2009. «Тот факт, что основной причиной шока является вспышка инфекционного заболевания (а не банковский кризис, как в 2008–2009 гг.), а номинальные процентные ставки в настоящее время близки к нулю в большинстве крупных развитых экономик, снижает эффективность денежно-кредитной политики», — пишет эксперт.

Он отметил возможность господдержки: «С 2010 года сокращение бюджетных дефицитов означает, что существует больше возможностей для поддержки фискальных действий». Этому могут помешать высокий уровень государственного долга и желание не подпитывать «компании-зомби», которые держались благодаря сверхнизким процентным ставкам.

Батлер предложил министерствам финансов и центральным банкам другие меры, отличные от монетарных и фискальных, которые помогут поддержать экономику.

Во-первых, финансовые власти должны давать консультации политическим лидерам по вопросам ответных мер на эпидемию. Так, они должны «обеспечить наилучшую экономическую оценку строгих мер сдерживания (попытка изолировать каждый потенциальный случай) по сравнению с управлением эпидемией (задержка распространения вируса, защита наиболее уязвимых и лечением больных, позволяя большинству людей продолжать свою повседневную жизнь)».

Во-вторых, если нужно, то число работающих из дома должно увеличиться, сохраняя бесперебойность работы финансовых рынков и экономики.

В-третьих, финансовые власти «должны обеспечить адекватное финансирование ответных мер в области общественного здравоохранения», в том числе закупку средств защиты и необходимых тестовых наборов.

В-четвертых, финансовые власти должны «играть ведущую роль в разработке целевых экономических интервенций для более широкой экономики». Так, нужна финансовая поддержка заболевших, чтобы они не выходили на работу.

Возможны «умеренные меры по „социальному дистанцированию“; например, путем оказания помощи малым фирмам в подготовке их к работе на дому». Для защиты наиболее уязвимых секторов (таких как туризм, розничная торговля и транспорт) в качестве чрезвычайных мер нужно дать им различные льготы и послабления в уплате налогов.

В-пятых, противодействие «„фейковыми новостями“ путем обеспечения прозрачного и качественного анализа» с разбором различных сценариев и мер поддержек.

В-шестых, им необходимо будет обеспечить щедрую международную поддержку бедным странам и наиболее уязвимым группам, например, в лагерях беженцев и тюрьмах. Батлер отметил, что Всемирный банк уже объявил о выделении $12 млрд на борьбу с коронавирусом, но «скорее всего, потребуется гораздо больше».

Напомним, 4 марта Международный валютный фонд также сообщил, что готов выделить $50 млрд для борьбы с эпидемией COVID-19 бедным странам.