Культурная продукция должна развивать, а не толкать в регресс — эксперт РВС

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Жанна Тачмамедова
Жанна Тачмамедова

Необходимо оценивать информационную, культурную продукцию в том числе и по тому, развивает она человека или толкает в регресс, заявила эксперт движения «Родительское Всероссийское Сопротивление», психолог Жанна Тачмамедова 28 января на круглом столе «Цензура или творчество без оглядки — должны ли у общества быть рычаги для сдерживания опасных процессов? О политической проблеме „Слова пацана“ и не только».

«На самом деле практически вся сегодняшняя масс-культура толкает человека в регресс. Это новый контент, которым увлекаются сейчас миллионы школьников, десятки миллионов школьников, — если считать только Россию. Если считать весь мир, то это сотни миллионов школьников», — предупредила эксперт.

В качестве примера крайне регрессивного контента психолог назвала интернет-сериал про «поющие унитазы». Тачмамедова подчеркнула, что в подобных видео практически нет содержания, а все персонажи друг друга кроваво «мочат»: «Практически отсутствие логики и отсутствие речи. Там специально это алогично построено. Очень примитивные реакции, такие даже психопатические, скорее, реакции».

Психолог подчеркнула, что подобный «расчеловечивающий контент выпускается сотнями роликов, которые смотрят дети бесконечными лентами». Такие ролики разрушают мышление, внимание, память, эмоционально-волевую сферу. В результате ребенок разучается мыслить, предупреждает эксперт.

Действуют такие ролики на психику очень глубоко, предупреждает Тачмамедова. «Это растормаживает совершенно и разрушает эмоционально-волевую сферу… Это всё — то же самое расчеловечивание. И это, конечно, еще и шизофренизация», — сообщила эксперт. Она сказала, что изучала контент, в котором происходит шизофренизация. Тот контент, на котором «сидят» в интернете дети, — это шизофреничный контент, похожие вещи рисуют шизофреники, соединяя неживые предметы с живым, с человеческим телом.

Психолог добавила, что, согласно научным исследованиям, поколение зумеров (1997 год и позже) уже имеет сниженный по сравнению с предыдущими поколениями интеллектуальный уровень. Более того, у них снижена протестность, они не ходят на митинги, не дерутся: «То есть они очень мирно сидят сутками в квартире, ни с кем не общаются и сидят, смотрят эти ролики. И хочется сказать, вот сейчас с этими гаджетами — мы кого хотим вырастить? Понятно же, что ни ученых, ни инженеров — никого из таких детей не вырастить. Они пассивные. Ими очень удобно управлять».

Тачмамедова подчеркнула, что большие надежды на искусственный интеллект, который сам всё сделает, беспочвенны. Потому что искусственный интеллект попросту некому будет разрабатывать. Не поможет и элитизация образования: так называемая «золотая» молодежь, воспитанная без гаджетов в спецшколах, вроде Сириуса, — не спасет ситуацию.

Должно быть массовое хорошее образование, чтобы из широкой образованной массы выбирать лучших — тех, «кто будет держать страну на своих плечах», резюмировала эксперт РВС.