Мэр Стамбула раскритиковал проект «второго Босфора»
Критику в адрес проекта нового канала между Мраморным и Черным морями высказал мэр Стамбула Экрем Имамоглу, сообщает 25 декабря немецкое новостное агентство Deutsche Presse Agentur.
По мнению мэра Стамбула, в результате строительства нового канала будут уничтожены водные ресурсы города, а также миллионы квадратных метров лесных массивов и сельскохозяйственных угодий.
Напомним, новый канал между Мраморным и Черным морями является проектом престижа турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Он должен быть построен параллельно Босфору западнее пригорода Стамбула Силиври.
Согласно плану строительства, водная дорога должна пройти через водохранилище Сазлыдере и ряд других крупных озер. Строительство обосновано перегруженностью пролива Босфор и связанными с этим рисками столкновений судов.
Напомним также, Эрдоган озвучил планы строительства канала в 2011 году. При этом завершить проект планируется к 2023 году, когда исполнится 100 лет со дня основания Турецкой республики.
Читайте также: США будут сдерживать Турцию и Россию в Средиземном море
Отметим, одна из крупнейших катастроф в Босфоре произошла в 1979 году с нефтяным танкером Independenta. В результате аварии погиб 51 человек, а нефтяное пятно горело еще целый месяц после происшествия.
Несмотря на востребованность и экономическую обоснованность нового канала между Мраморным и Черным морями, этот проект часто подвергается критике не только из-за экологических соображений.
Одним из важнейших документов, регулирующих статус Босфора, является конвенция Монтрё от 1936 года. Согласно этому документу, все торговые суда могут свободно и в любое время проходить через проливы Турции. При этом военные суда нечерноморских стран имеют определенные ограничения по проходу через проливы и времени пребывания в Черном море.
В случае осуществления строительства искусственного канала Турция может отказаться распространять на него действия конвенции Монтрё. Об этом уже заявлял в 2018 году премьер-министр Турции Бинали Йылдырым. Таким образом, пролив становится аргументом в геополитических играх Турции и может использоваться для обхода правил конвенции.