Белорусская оппозиция опубликовала свидетельства преступлений силовиков

Роберт Хейл Айвз Гэммел. Плач
Роберт Хейл Айвз Гэммел. Плач

«Единая книга регистрации преступлений», онлайн-база нарушений в ходе выборов и противоправных действий органов белорусской власти, открыта для публичного просмотра 20 декабря, сообщила экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская.

После предварительной обработки создатели проекта посчитали возможным предать огласке 28 дел. Всего на рассмотрении команды Тихановской около 1200 инцидентов. Около половины из них касаются случаев жестокости со стороны силовиков. Также говорится о должностных преступлениях и преступлениях против прав граждан.

По задумке авторов, дела из «Книги» будут рассмотрены универсальной юрисдикцией — в судах не Белоруссии, а других стран, в частности — Литвы. Так, в настоящее время литовским судом рассматривается дело о насилии в отношении белоруса Максима Хорошина, получившего в ходе задержания милицией многочисленные травмы.

Также оппозиция рассчитывает на введение против Белоруссии новых международных санкций.

Пополнить базу опубликованных дел команда Тихановской обещает 20 января 2021 года.

Напомним, правоохранительными органами Белоруссии по случаям жестокого обращения с участниками протестов и нарушений в ходе президентских выборов 2020 года не заведено ни одного уголовного дела.

Комментарий редакции

Расследование преступлений силовиков в ходе протестов после президентских выборов, если такие преступления были, необходимо для преодоления политического кризиса в стране. Но спустя 4,5 месяца команда Тихановской готова предъявить менее трех десятков удовлетворительно обоснованных случаев. Неужели ради этого Белоруссия должна пройти весь ужас экономического дефолта и последующей «учредиловки»?

Даже если допустить, что все собранные 1200 свидетельств пройдут проверку юристов и попадут в базу Тихановской, данная цифра не совпадает с 20–30 тысячами пострадавших, о которых заявляет оппозиция. А ведь сюда же должны войти случаи фальсификации на президентских выборах, которые, по мнению оппозиции, была тотальной. Достаточно сказать, что в избирательных комиссиях состояло 70 200 представителей — какой же процент из них виновен перед белорусским народом, если верить базе Тихановской?

Таким образом, публикацией «Единой книги» Тихановская скорее засвидетельствовала в пользу Александра Лукашенко преувеличенность и раздутость в СМИ реальных масштабов фальсификаций и насилия. Либо — непродуктивность сразу нескольких оппозиционных групп в самом главном (и, в общем-то, рутинном) деле, которое на них возлагали протестующие белорусы.