Выборы в Ливии провалились. Что дальше?
Перенос выборов в Ливии ведет к риску возникновения новых конфликтов и созданию нестабильности, 22 декабря пишет агентство Reuters.
Ливийское единство распалось после восстания 2011 года против Муаммара Каддафи. В 2014 году Ливия раскололась на западную и восточную воюющую части. Лишь в 2020 году после турецкого вмешательства в военные действия зарубежные страны настояли и практически организовали мирное соглашение.
Год назад ООН провела переговоры между делегатами от всех фракций, чтобы наметить дальнейший путь. Они договорились создать правительство единства, которое будет править до одновременных парламентских и президентских выборов 24 декабря.
Почему выборы были отложены
Старые институты Ливии, наряду с основными партиями и потенциальными кандидатами, не договорились о правилах проведения выборов, включая их график, какие полномочия будут у нового президента или парламента, и кто может баллотироваться.
Спикер парламента Агила Салех издала закон, устанавливающий первый тур президентских выборов на 24 декабря с проведением второго тура и последующими парламентскими выборами. Проведение выборов президента раньше парламентских означало, что выборы свелись к соревнованию «победитель получает всё».
Другие политические институты отвергли закон, обвинив Салеха в том, что он принял его без какого-либо надлежащего парламентского процесса.
Тем не менее закон Салеха лег в основу избирательного процесса, и споры вокруг него расширились, поскольку заявки на участие в выборах уже подали очень противоречивые кандидаты.
Основные кандидаты
98 кандидатов зарегистрировались для участия в президентской гонке, в том числе кандидаты, которые считались неприемлемыми в других частях страны или неприемлемыми для влиятельных вооруженных группировок.
Саиф аль-Ислам Каддафи зарегистрировался, несмотря на его заочное осуждение судом Триполи в 2015 году за военные преступления во время восстания, в ходе которого был свергнут его отец Муаммар Каддафи в 2011 году.
Командующий восточными районами Халифа Хафтар, чья Ливийская национальная армия вела разрушительное 14-месячное наступление на Триполи, отвергается вооруженными группировками и многими людьми в западных районах как возможный президент.
Абдулхамид аль-Дабейба, временный премьер-министр, пообещал не выставлять свою кандидатуру на выборах, когда его назначили премьер-министром временного правительства, но нарушил слово. Другие кандидаты говорят, что его присутствие в избирательном бюллетене несправедливо.
Без четкого соглашения о правилах, не говоря уже о том, кто будет обеспечивать их соблюдение или разрешать споры, избирательная комиссия, избирательный комитет парламента и разрозненные судебные органы не смогли согласовать окончательный список подходящих кандидатов.
Другие проблемы
Большая часть Ливии контролируется вооруженными силами, которые поддерживают соперничающих кандидатов. В такой ситуации возможны разные варианты мошенничества или запугивания избирателей.
Два инцидента в прошлом месяце показали такие риски. Боевики закрыли суд, чтобы помешать адвокатам Каддафи подать апелляцию на его дисквалификацию. А избирательная комиссия заявила, что боевики совершили налет на несколько ее офисов, похитив карточки для голосования.
Спорный результат выборов может быстро разрушить мирный процесс, повторив последствия выборов 2014 года, когда враждующие группировки поддержали соперничающие администрации.
Чего ждать дальше
Избирательная комиссия предложила отсрочку на один месяц, но парламент может потребовать более длительной отсрочки. Продолжаются переговоры между кандидатами, политическими институтами Ливии и иностранными державами.
Небольшой задержки может оказаться недостаточно для разрешения споров, которые сорвали голосование в 24 декабря. Однако для решения этих проблем может потребоваться больше времени, что вызовет вопросы о том, сможет ли временное правительство остаться на другие сроки.
Будущее Дбейбы и его правительства в предстоящий период быстро стало одной из главных тем споров между соперничающими лагерями.
Риски еще одного конфликта
Существует риск того, что восточные группировки могут снова сформировать отколовшееся правительство, находящееся в состоянии войны с администрацией Дбейбы в Триполи. Однако аналитики считают, что на данный момент это маловероятно.
Более непосредственный риск заключается в том, что политический кризис может подлить масла в местные споры между соперничающими вооруженными группировками, которые мобилизовались в западной Ливии в последние недели, что приведет к новому раунду боевых действий внутри столицы.