43% опрошенных опасаются усиления вторжения государства в семью

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Памятник Дети, кормящие пингвинов. Омск
Памятник Дети, кормящие пингвинов. Омск

43% опрошенных опасаются усиления вторжения государства в семью, свидетельствуют данные соцопроса, опубликованные 4 декабря на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Еще 45% респондентов заявили, что усиление государственных мер по защите детей обоснованно. 12% участников опроса затруднились с ответом. Таким образом, по данным социологов, единого мнения в обществе на данный момент нет.

В результатах соцопроса подчеркивается, что общество больше запрашивает расширение мер по защите детей, чем четыре года назад: если в 2013 году 36% респондентов считали, что существующих мер по защите детей недостаточно, то в 2017 году этот показатель составил 56%. Какие именно меры следует предпринять, большинство респондентов (70%) затруднились ответить.

Среди тех, кто смог ответить на этот вопрос, большинство (8%) призвали государство ограничить доступ в интернет, социальные сети, компьютерные игры и к телевидению. Еще 5% считают, что нужно усилить контроль за неблагополучными семьями. По 4% респондентов предложили развивать спорт, кружки, секции, путевки в детские лагеря и ввести меры по борьбе с педофилией и насилием. 3% опрошенных считают, что нужно уделять больше внимания детям в школе (имеются в виду психологи, специальные уроки, воспитательные работы) и изменить законодательную базу.

Отметим, что акцент в этом опросе сделан на том, чтобы узнать отношение жителей России к суровым мерам по отношению к тем, кто вовлекает своих детей в секты, незаконные религиозные и общественные организации. Этот вопрос вынесен первым. Согласно результатам, 79% граждан России поддерживают предложение о лишении их родительских прав.

Отрицательно высказываются 16% (среди последователей иных религий, кроме православия, — 23%). По мнению тех, кто против, детям лучше быть с родителями, родители лучше знают, что им нужно. Кроме того, несогласные с лишением родительских прав заявили, что необходимо разбираться с каждым случаем индивидуально и проводить разъяснительную работу.

По словам генерального директора фонда ВЦИОМ, кандидата психологических наук Константина Абрамова, тревожность в российском обществе по вопросу безопасности детей усилилась. В частности, настороженно воспринимается родителями появление новых технологий и уход детей в новые средства коммуникации — новую реальность.

Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 18 и 26 ноября 2017 года. Опрос проведен среди совершеннолетних граждан РФ методом телефонного интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1,2 тыс. респондентов. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.

Ранее пленум Верховного суда РФ вынес постановление о практике применения законодательства при ограничении или лишении родительских прав. В нем утверждена рекомендация лишать родительских прав людей, которые вовлекают детей в секты, экстремистские или террористические организации.

Напомним, речь идет о постановлении пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 года. Новое постановление пленума ВС РФ касается споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав.

Анализ принятого документа показал, что при наличии правовых пробелов, размытых формулировок, которыми изобилует Семейный кодекс РФ, невозможно устранить и объяснить все несуразности семейного законодательства, прикрывшись постановлением, как фиговым листом. Вопросов от полученного «разъяснения» стало ещё больше. В целом, считают юристы общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление», Верховный суд постарался закрепить ювенальный крен в семейной политике, приняв постановление, которого не ждали, вместо разработки в качестве субъекта законодательной инициативы законопроекта о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, которого ждут не дождутся правоприменители.

Что касается сект, то, в данном случае, граждане России, отвечая на вопрос, видимо имели в виду «тоталитарные секты» или «деструктивные культы», которые действительно запрещены в России. Но под это определение не попадают широко действующие в России и даже оказывающие влияние на семейную политику евангелические секты, например, или сайентологи.

Так, Центр профилактики преступлений «Родители за мир без насилия, преступности и наркотиков» является давним партнером другой некоммерческой организации — «Криминон». На сайте этой организации мы как раз и узнаем, что программа «Криминон» разработана основателем сайентологии Роном Хаббардом. В связи с проникновением адептов этой организации в 2015 году в школы Министерством образования и науки Бурятии было проведено служебное расследование.

С другой стороны, огромное количество деструктивных культов, от которых страдают дети, не попадают под определение «тоталитарных сект» в российском законодательстве. В целом, получается, что размытость понятия «сект» может привести к незаконному отобранию детей у одних, и страданиям других детей, уже попавших под реальное сектантское влияние.