В Норвегии снизились цифровые навыки школьников
Цифровая компетентность норвежских школьников снизилась несмотря на то, что Норвегия входит в число стран, где учащиеся больше всего используют цифровые технологии при изучении школьных предметов, сообщает пресс-служба правительства Норвегии 12 ноября на официальном интернет-портале.
Международное исследование ICILS (Международное исследование компьютерной и информационной грамотности), проведенное в 2023 году, показывает, что 40% норвежских девятиклассников имеют показатели цифровых навыков на низшем уровне из четырех. Доля учеников, набравших наивысший уровень, заметно снизилась по сравнению с предыдущим результатом.
«Я ожидала лучших результатов. Норвегия использует больше цифровых инструментов в школах, чем большинство стран мира. За последние 10–15 лет мы потратили очень большие ресурсы на цифровые технологии и цифровые учебные пособия», — прокомментировала министр образования Норвегии Кари Несса Нордтун.
Исследование ICILS оценивает цифровую компетентность и способность 14-летних школьников к алгоритмическому мышлению. Измеряются такие навыки, как использование компьютера, освоение различных программ, поиск информации в Интернете, критическое отношение к информации, ее передача различными способами. Кроме того, есть отдельный раздел, посвященный проверке способности учащихся алгоритмически мыслить.
Исследование ICILS проводилось весной 2023 года. Всего в опросе по цифровой компетентности приняли участие 34 страны, а в тесте, измеряющем алгоритмическое мышление, — 23 страны. В Норвегии в опросе приняли участие 4436 учеников из 153 школ. Кроме того, 1366 учителей ответили на опрос учителей.
Швеция и Финляндия находятся на том же уровне по цифровой грамотности школьников, что и Норвегия, а Дания является одной из четырех стран, у которых дела идут значительно лучше. Результаты датских и финских школьников снизились с последнего опроса, Швеция участвует в мероприятии впервые. В исследовании, проводимом в 2018 году, Норвегия не участвовала, поэтому у нее для сравнения есть только результаты 2013 года, когда она вошла в число лучших стран по цифровой компетентности школьников.
В ходе опроса учащиеся делятся на четыре уровня, из которых четвертый уровень является самым высоким. В 2013 году примерно 24% норвежских учеников имели навыки на первом уровне или ниже. Такие школьники могут использовать компьютеры только для решения простых задач. В 2023 году этот показатель увеличился до 40%, в том числе 14% учеников показали уровень ниже первого.
По сравнению с 2013 годом средний балл цифровой компетентности норвежских школьников в 2023 году стал заметно хуже (с 537 до 502 баллов), однако норвежские ученики демонстрируют уровень цифровой компетентности выше среднего международного уровня и находятся на среднем международном уровне по алгоритмическому мышлению. Девочки демонстрируют в цифровой компетентности лучшие результаты, чем мальчики, а в алгоритмическом мышлении результаты девочек и мальчиков относительно схожи.
Исследователи, проводившие опрос, предполагают, что снижение результатов может быть связано со слабыми навыками чтения, но такие предположения требуют дополнительных исследований. Части заданий содержат много текста, и некоторые учащиеся могут отказаться выполнять задание или не понять весь текст задания.
«Это та же тенденция, что и в других международных исследованиях, например PISA. Растет доля учеников, набирающих самые низкие баллы. Это означает, что эти учащиеся, возможно, не смогут развить навыки, необходимые им для прогресса в образовании, работе и общественной жизни. В то же время меньше тех, кто набрал самые высокие баллы в нескольких опросах», — говорит Нордтун.
Министр образования считает, что цифровые навыки необходимы для того, чтобы заложить основу для способности учащихся критически мыслить, защищать себя, использовать цифровые решения и, возможно, отказываться от них в повседневной жизни. В то же время работа над цифровыми навыками не должна быть движущей силой для более частого использования экрана, чем необходимо, особенно среди самых молодых. По словам министра, цифровые инструменты по-прежнему должны применяться в школе, но их следует использовать только там, где это способствует повышению качества обучения. Нордтун отметила, что для слишком многих студентов цифровые инструменты способствуют снижению концентрации и ухудшению условий обучения.
В пресс-релизе указано, что по сравнению с 2013 годом в норвежских школах значительно активнее используются цифровые технологии. Опрос учителей показал, что преподаватели уверены в своей компетентности, они хорошо сотрудничают в создании учебных материалов, включающих использование цифровых технологий. С 2013 года резко возросла доля тех преподавателей, кто сотрудничает в области цифрового обучения.