Выставка «Энди Уорхол и русское искусство» вызвала резонанс в России
Пространство бывшего завода «Севкабель» заняла выставка «Энди Уорхол и русское искусство», получившая большой резонанс в России, 28 июля передает пресс-служба фонда «Артсолус».
Уроженец американского Питтсбурга Андрей Вархола (имя на словацком) был сыном иммигрантов, при этом Уорхол стал «самым американским художником», но он ощущал себя инаковым, был как бы человеком со стороны, всегда немножко чужеродным.
Может, именно это и позволяло ему видеть действительность США — со всеми их символами от голливудских звезд до Coca-Cola — отстраненно, по-своему и очень выразительно.
Оформление экспозиции отсылает к «Серебряной фабрике» — организованной Уорхолом творческой коммуне. Над архитектурным решением выставки работала Юлия Наполова, автор дизайна выставки Сесила Битона, не так давно прошедшей в Эрмитаже.
На выставке темная сторона Уорхола проступает через работы, связанные со страшными аспектами жизни. Знаменитый уорхоловский «Электрический стул» — слегка огламуренное изображение этого средства казни, которое тоже стало символом Америки, или «Череп», или, например, портрет одного из самых разыскиваемых преступников.
Русское искусство стало принципиальным дополнением выставки, которго не было на двух когда-то проводившихся в Петербурге — Эрмитажем и Русским музеем.
Но еще до этого Уорхол познакомился в Нью-Йорке с художниками из СССР Виталием Комаром и Александром Меламидом, которым продал свою душу за ноль долларов, вот такая арт-акция. Эти художники, кстати, и придумали понятие «соц-арт». Оно, с одной стороны, иронически играет с соцреализмом, а с другой — отсылает к поп-арту, королем которого и считается Уорхол.
В «Севкабеле» представлены как работы Комара и Меламида, Новикова и Мамышева-Монро, так и совсем свежие произведения, некоторые создавались даже специально к выставке. Выразительны фарфоровые головы античных божеств авторства Ольги Тобрелутс, любимой ученицы Новикова.
Мифология — ключевая для Уорхола тема, но тут еще фокус в том, что выстроенные в ряд головы (которые экспонируются на выставках чаще всего по одной) Аполлона, Афродиты и Антиноя выглядят очень «поп-артовски». Олег Котельников, представивший серию рисунков с черепами, по стилю напоминает Жан-Мишеля Баския, которого Уорхол очень ценил. Не обошлось без автопортрета перформера Олега Кулика, делающего «искусство из самого себя». Эту выставку очень украсил бы другой Олег — Каравайчук (показали бы, допустим, видеозапись его музыкального перфоманса): его суховатое лицо, черные очки, чуть сдвинутый набок паричок перекликаются с Уорхолом не то слово.
Из того, что создано в наши дни, цепляет группа скульптурок «Курьеры» Нади Лихогруд — безликие человечки в яркой униформе и с огромными рюкзаками за спиной как жутковатое олицетворение нынешнего общества потребления.