Росатом: компоненты инновационного ядерного топлива прошли испытания

Изображение: tvel.ru
ТВЭЛ
ТВЭЛ

Компоненты инновационного топлива для атомных реакторов успешно прошли испытания и будут выпускаться ПАО «Машиностроительный завод» в штатном режиме, сообщается 6 октября на сайте подразделения Росатома Топливной компании «ТВЭЛ».

Представитель ПАО «МСЗ» («Элемаш»), где производились элементы топлива отметил, что «результаты приемочных испытаний исключительно положительные. Комиссия подтвердила возможность использования комплектующих изделий производства «Элемаш» в МОКС-топливе для реакторов на быстрых нейтронах. Тем самым МСЗ получил карт-бланш выпускать данную номенклатуру в штатном режиме».

Речь идет о новых «чехлах» для топлива, которые будут далее наполнены МОКС-топливом на другом российском предприятии — ФГУП ФЯО «Горно-химический комбинат». Итоговым результатом работы двух комбинатов будет тепловыделяющая сборка, т. е. сам элемент топлива, помещаемый в реактор. Топливо будет применяться в российском реакторе на быстрых нейтронах БН-800.

Данные разработки в области производства МОКС-топлива имеют значение не только для российской отрасли, но и для мировой атомной энергетики. Разработки служат конечной цели обеспечить замыкание ядерного топливного цикла, то есть обеспечения возможности использовать отработанное топливо снова для выработки энергии в реакторах. А также свести к минимуму ядерные отходы, исключив захоронение наиболее долгоживущих радиоактивных элементов из ядерных отходов путем их сжигания в системе атомных реакторов.

Напомним, что МОКС-топливо — топливо, которое содержит смесь урана и плутония. МОКС-топливо можно нарабатывать с применением отработавшего в энергетических реакторах топлива. Сжигание данного топлива позволяет утилизировать оружейный плутоний, нарабатываемый в реакторах, что сокращает радиоактивные отходы и исключает возможность его использования в ядерном оружии. Производство и использование в реакторах МОКС-топлива является более технически и научно сложным процессом, чем работа с обычным топливом для АЭС, поэтому оно применяется только в нескольких странах. Россия имеет на этом направлении впечатляющие успехи.