1. Концептуальная война
  2. Современная философия
Москва, / ИА Красная Весна

Коронавирус обозначил окончание эпохи Новейшего времени — эксперт

Томас Коул. Путь Империи. Запустение.1836
Томас Коул. Путь Империи. Запустение.1836

Коронавирус создает «породу новых людей», окончательно утверждает ведущую роль корпораций вместо государств и подчеркивает окончание Новейшего времени, заявил политолог, общественный деятель Борис Якеменко 3 января в своем Telegram-канале.

«Сегодня проблема конца Новейшего времени вопрос отнюдь не праздный и требующий самого внимательного рассмотрения, ибо, при нынешней быстротекучести времен, чем быстрее мы сумеем разобраться с окончанием одного, тем быстрее мы начнем следующее», — написал Якеменко.

Он предложил разобраться, соответствует ли текущее положение вещей определению Новейшего времени, данного М. Хайдеггером в его работе «Время картины мира». Хайдеггер пишет, что к «сущностным явлениям» Новейшего времени относятся: наука, машинная техника, искусство, как выражение жизни человека, культура, как «реализация верховных ценностей путем заботы о высших благах человека» и обезбожение, когда картина мира дехристианизируется, а христиане «перетолковывают свое христианство в мировоззрение».

По мнению Якеменко, все указанные Хайдеггером признаки за последние 20-30 лет стали либо полностью не актуальны, либо в значительной степени утратили свое значение.

Например, наука лишается институтов, которые были «обязательным условием существования науки». «Наука, „заточенная“ под промышленную революцию второй половины XIX в., успех которой наука и должна была обеспечить, отмирает вслед за исчерпавшей себя революцией. Сегодня задача науки — обеспечить нормальное функционирование человека в условиях быстрых изменений его образа жизни и среды обитания», — считает политолог.

Он также отмечает, что современное искусство перестало быть средством «выражения жизни человека» и показало, что его языком нельзя ничего сказать. «Искусство сегодня изъясняется „знаками“, как глухонемой, лишенный членораздельной речи, поэтому основа искусства — бессмыслица. Кляксы, кружочки и квадратики. Все это связано с тем, что искусство перестало быть выражением жизни человека, из искусства исчез человек как объект и как творец-художник», — пишет Якеменко.

Он приходит к выводу, что Новейшего времени, скорее всего, уже нет. Политолог подчеркивает, что это не является окончательным выводом и каждый может сам подумать над происходящим. «Но коронавирус, уверенно создающий породу новых людей и окончательно утверждающий ведущую роль корпораций, занимающих место государства, подчеркивает водораздел», — заключает Якеменко.