«Скрестить ежа с ужом»: либерализм и справедливость в России несовместимы

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
1991. Ельцин центр. Екатеринбург
1991. Ельцин центр. Екатеринбург

Идея справедливости несовместима с либерализмом, заявил журналист Владимир Соловьёв 21 марта в эфире радиостанции «Вести.фм», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Соловьёв высказал такое мнение в ответ на реплику одного из руководителей «Партии Роста» Сергея Станкевича, приглашенного в эфир радипередачи «Полный контакт». Гость студии высказал мнение, что нашей стране нужна «современная национальная доктрина либерализма», которая смогла бы обеспечить «справедливое развитие». «Какое отношение имеют справедливость и либерализм друг к другу? Это взаимоисключающие понятия», — возразил на это Соловьёв. Ведущий также подчеркнул, что развитие общества в целом — хоть «справедливое», хоть нет — не может рассматриваться в контексте либерализма, ибо он ограничивает свой горизонт развитием отдельной личности.

Отметим, что «Партия Роста», зарегистрированная в марте 2016 года, декларирует программу национально-ориентрованного либерализма. Она разительно отличается от других «либеральных» партий и движений тем, что поддерживает крымский консенсус и геополитическую самостоятельность России. В исторической ретроспективе руководство партии ориентируется на Петра Столыпина с его опорой на «крепкого хозяйственника», а также на философа и экономиста начала XX века Петра Струве с его идеей «культурного капитализма», ограниченного как законом, так и этическими предписаниями.

Отметим также, что на выборах президента РФ от «Партии Роста» баллотировался бизнес-омбудсмен Борис Титов. Главным пунктом своей избирательной программы и, по совместительству, русской национальной идеей кандидат провозгласил высокий уровень жизни для всех честных тружеников. Титов заручился поддержкой всего лишь 0,76% избирателей и занял шестое место из восьми возможных.

Комментарий редакции

Либерализм в России получал свой исторический шанс уже дважды и оба раза демонстрировал свою полную несостоятельность в решении общегосударственных задач. Сначала Временное правительство в 1917 году за несколько месяцев поставило страну на грань распада. А в конце XX века новые русские «либералы» и вовсе едва не обрушили в полное небытие то, что осталось — в том числе и по их «милости» — от Советского Союза.

Отдадим должное «Партии Роста»: она ориентируется не на компрадорский «либерализм» наших перестройщиков а-ля Чубайс и «несистемных оппозиционеров» а-ля Навальный, а на Струве и Столыпина, которые искренне верили в «либерализм с человеческим лицом». Однако Станкевич и соратники упорно не хотят вспоминать о том, что либеральный эксперимент в России всегда заканчивается одинаково — разрухой, упадком и тотальным попранием социальной справедливости.