Эрдоган примеряет на себя роль лидера всего исламского мира — эксперты
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган примеряет на себя роль лидера всего исламского мира, говорится в статье Станислава Тарасова и Станислава Стремидловского «От Айя-Софии до Аль-Кудс: Эрдоган примеряет образ Салах ад-Дина» опубликованной 12 июля Регнум.
Статья посвящена анализу событий вокруг придания турецкими властями собору святой Софии в Константинополе статуса мечети. Авторы считают, что это событие знаменует собой смену внешнеполитического курса Турции и желании стать лидером исламского мира. Речь идет о воссоздании Османской империи, пусть и в усеченных границах, предполагают авторы.
«По оценке некоторых турецких экспертов, президент начал сугубо мирными средствами первый „исламский поход“ ради освобождения Айя-Софии и Аль-Акса, как некогда христиане организовали первый крестовый поход на Иерусалим „ради освобождения Гроба Господня“», — сказано в статье.
Сразу же после подписания Эрдоганом указа о смене статуса собора Святой Софии, состоялась его встреча с председателем политбюро движения ХАМАС Халедом Мишаале, в ходе которой он заявил, что изменение статуса Айя-София является «предвестником освобождения мечети Аль-Акса в оккупированном Иерусалиме — первой киблы и третьей святыни ислама».
Момент для этого выбран удачный. Христианский мир, который является грозной силой, ограничился несколькими заявлениями и призывами, но не встал против превращения собора Святой Софии в мечеть. При этом исламский мир ничего не может возразить Эрдогану, говорится в статье.
Такой шаг Анкары говорит также о том, что Турция отказывается от пути европейской интеграции и больше не считает необходимым учитывать мнение Запада, пишут авторы.
При ослаблении таких региональных держав как Египет, Ливан, Ирак и Сирия Турция стремится занять место лидера в исламском мире, одновременно оставаясь лидером тюркского мира и мостом между Европой и Азией.
Намерения Турции не останутся без внимания со стороны других исламских стран региона, прежде всего шиитского Ирана. Не приведет ли это к созданию невозможных ранее альянсов против неоосманизма? — задаются вопросом авторы.