Власти Латвии представили ЕСПЧ «аргументы» за запрет русского в школах
Ответ правительства Латвии на вопросы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по поводу фактического запрета русского языка в школах страны содержит отсылки к «советской оккупации» и защите национальной идентичности, заявил сопредседатель Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ) Владимир Бузаев 21 июля в Facebook.
Бузаев рассказал, что жители Латвии направили множество исков в ЕСПЧ по поводу нарушения прав своих детей на образование на родном языке. Это заставило европейский суд ускорить рассмотрение дела и задать властям страны ряд серьезных вопросов.
Латвийское правительство подготовило в качестве ответа 97-страничный меморандум. В документе, во-первых, утверждается, что сам иск подан неправильно.
В частности, утверждается, что в Европейской конвенции по правам человека, на которую ссылаются истцы, вообще нет требования обеспечить обучение на неофициальном языке, про гарантии дошкольного образования не говорится в конституции, а некоторые заявители не прошли все внутренние судебные инстанции и поэтому не имеют права обращаться в ЕСПЧ.
Во-вторых, правительство заявляет в документе, что обучение на «иностранном» языке нарушает права других людей, не участвующих в образовательном процессе, а также то, что в вытеснении русского языка вообще нет никакой дискриминации, так как ограничения растянуты на 25 лет и производятся постепенно.
В-третьих, в качестве фактических обстоятельств дела авторы документа пускаются в рассуждения об «оккупации» и «чудовищном наплыве иммигрантов».
«Правительство утверждает, что в результате „оккупации“, везде господствовал русский язык, была создана сегрегированная система школ с преподаванием исключительно на русском», — пишет Бузаев.
Он напомнил о том, что правительство Латвии «забыло» упомянуть в своем меморандуме, что в этой якобы «оккупационной» школе половина учеников обучалась на латышской языке и даже в русских школах он был обязательным.
Сведения о пострадавших семьях не были рассмотрены в отчете правительства, а при упоминании о Рамочной конвенции защиты меньшинств также «забыли» о статье, предписывающей привлечение самих меньшинств к принятию решения по связанным с ними вопросам.
Ответный меморандум, в котором будут разобраны и разоблачены все аргументы латвийских властей, должен быть подготовлен до 1 сентября, отметил Бузаев.