Ученые выясняют, как люди устанавливают связь между медиасобытиями
Исследование механизмов того, как люди устанавливают причинно-следственные связи между медиасобытиями, проводят ученые из лаборатории социокогнитивной и компьютерной лингвистики Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), 17 августа сообщает пресс-служба вуза.
Проект, который реализуют ученые ПГНИУ, называется «Концептуализация социальной реальности в массовой коммуникации: когнитивно-информационное моделирование с использованием методов машинного управления». Ученые хотят понять, как работают механизмы отражения социальной реальности в медиакоммуникациях.
«Людей, которые постоянно интересуются новостной повесткой и сопоставляют события, называют „народными экспертами“. Этот термин используется в социальных науках. Более неформальный — медиаюзер. Это все мы — те, кто в большей степени является потребителем контента в медиа и социальных сетях, чем его создателем», — уточняет объект исследования руководитель лаборатории Константин Белоусов.
На основе данных, предоставленных новостным агрегатором СМИ2, исследователями из 70 млн публикаций в СМИ было выделено более 4 тыс. информационных событий. Группам из 25 респондентов предложено отметить причинно-следственные связи между событиями, вызвавшими большой резонанс в медиасфере.
Для этих целей сотрудники лаборатории, доцент кафедры математического обеспечения вычислительных систем ПГНИУ Константин Рябинин и аспирант Роман Чумаков, разработали специальное веб-приложение.
«То, как люди устанавливают причинно-следственные связи между медиасобытиями, почти никто в России не изучает. В то же время, анализ медиапространства с этой точки зрения позволяет принимать эффективные решения, основанные на понимании используемых людьми когнитивных шаблонов, какими бы странными с позиции научной рациональности они не казались», — пояснил решаемую исследователями задачу Константин Белоусов.
«Кроме того, — добавил руководитель лаборатории, — изучение особенностей каузации (выявления причинно-следственной связи между событиями) в медиасреде позволяет вероятностно определить, что же произошло на самом деле, выявить интересантов и даже спрогнозировать, как пользователи социальных сетей и медиа будут воспринимать те или иные решения или идеи».