Эксперты: оружие массового поражения теперь может создать почти кто угодно
Средства для производства биологического оружия становятся доступнее и опаснее, считают эксперты, их мнение приводит в своей статье специальный корреспондент The Telegraph Гарри Де Кеттевилль 14 июля на сайте издания.
По его словам, биологические патогены могут быть модифицированы с помощью технологий редактирования ДНК, таких как Crispr-Cas9. Такую модификацию сделать легко, и она не требует сложной лаборатории, поэтому экс-директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер относит технологии редактирования ДНК к оружию массового поражения.
Распространение технологий редактирования генома привело к появлению компаний, предлагающих арендовать лабораторию для подобных экспериментов. Кеттевилль приводит пример действующей в Лондоне организации Open Cell, которая предлагает арендовать такое оборудование всего за несколько сотен фунтов стерлингов в месяц.
По словам сооснователя Open Cell биотехнолога Томаса Мини, компания стремится вывести биотехнологии из университетских и государственных лабораторий. Он подчеркивает, однако, что компания заботится о безопасности, поэтому на площадках ведется видеонаблюдение и проводятся постоянные оценки угроз. Ни над какими потенциально опасными организмами, по его словам, в компании не работают.
Профессор нейрологии и биохимии Медицинского центра Джорджтаунского университета в Вашингтоне, Джеймс Джиордано, считает, что Crispr-Cas9 и подобные ему технологии позволяют людям легко заниматься редактированием генома вне университетов, другими словами, без этического надзора.
Джиордано называет Open Cell частью «все более глобального независимого движения „сделай сам“» в биотехнологиях. Он опасается, что дух исследования может завести это движение за пределы норм общества и не сможет предусмотреть создание чего-то опасного или сдержать его, если оно будет создано. Наконец, по его словам, редактированием генома организмов могут заняться люди, которые действительно хотят создать что-то опасное для людей.
Такие люди, по словам Джиордано, могут выступить оружием государств, которые сами не хотят марать руки в использовании биологического оружия: «Они могут создать биологические вещества, которые даже не включены в конвенцию по биологическому оружию, потому что они новые. Можно взять что-то настолько распространенное, как кишечная палочка и сделать ее более патогенной».
Он напомнил, что в прошлом году двое научных работников канадского Альбертского университета заказали сегменты ДНК оспы лошадей по интернету и соединили их, сделав патогенными. В итоге они опубликовали научную работу на эту тему, раскрыв рецепт создания смертельного биологического оружия, что шокировало их коллег. Джиордано считает, что использование технологий редактирования генома должно находиться под надзором.
Генетически модифицированный вирус способен вызвать пандемию, которая будет распространяться с такой скоростью, что ее будет невозможно сдержать. В 2017 году Билл Гейтс заявил, что удар биологическим оружием опаснее ядерного и может привести к жертвам в 30 млн человек.
Кеттевилль напомнил, что 20 лет назад Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал доклад, в котором экономический ущерб от биотеррористической атаки на основе сибирской язвы оценивался в 26,2 млрд долларов на каждые 100 тыс. жертв.
Джиордано считает, что те же технологии, которые позволяют создавать лекарства с учетом генетики конкретного человека для лучшего его лечения, позволят создавать и биооружие, которое будет убивать конкретного человека, не затрагивая окружающих: «Вот что на горизонте в войне будущего, и речь идет о близком будущем».
Кеттевилль рассуждает, что возможно в будущем будет создано «нейрооружие», которое через центральную нервную систему и мозг будет способно менять мысли и чувства человека. Оно позволит побеждать противника без войны, но будет, по сути, новой формой рабства.
Напомним, что в августе 2017 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США утвердило использование подвергнутых генной инженерии клеток иммунной системы человека для лечения рака крови и костей. Средство для лечения рака было разработано транснациональной фармацевтической корпорацией Novartis и предлагается клиентам по цене в 475 тыс. долларов. Если же терапия не поможет в течение месяца, компания обещает вернуть деньги.
Технология редактирования генома обладает огромным потенциалом. Как и ядерная энергия, она может быть использована во благо и во зло. Открываются гигантские возможности лечения разных болезней, в том числе таких, которые до сих пор считались неизлечимыми. Одновременно с тем и боевой потенциал подобных разработок является гигантским.
Помимо «обычных» вирусов есть возможность отредактировать геном человека в «нужную» сторону. Эксперты ранее уже обращали внимание, что с помощью подобных технологий в будущем могут появиться такие экзотические разработки, как прививание женщинам непереносимости солнечного света, что вынудит их, таким образом, носить никабы или подобную одежду. Что уж говорить о более банальных манипуляциях, как, например, распыление вируса, который поражает жертву по этническому принципу.
Наконец, если электроника и компьютерные программы продаются с «закладками», то логично, что и созданные путем генной инженерии клетки-лекарства могут содержать в себе подобные закладки. Неоднократно производители даже коммерческой электроники уличались в сборе личных данных о пользователях. Но теперь коммерческие компании продают генно-модифицированные клетки. И если поиск «закладок» в электронике и программах стал привычным делом для специалистов, то поиск «закладок» в «купленных» клетках человека — еще неоткрытая территория.