Ученые разгадали, как рачки прорыли «окно во времени» в древнем кварците
Загадку отверстий в австралийском древнем кварците, идентичных по форме норам, сделанным в песках ракообразными, удалось разгадать геологам, согласно исследованию, опубликованному 27 сентября в журнале PNAS.
Геологи были ошеломлены открытием в Западной Австралии следов роющих животных в древнем кварците, который образовался, когда песчаные отложения подвергались воздействию высоких давлений и температур.
«Кварцит так же тверд, как бетон, и в него невозможно проникнуть роющим животным, — сказал профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Брюс Раннегар. — Следовательно, следы должны были быть сделаны, пока песок был еще рыхлым. Но песок был отложен 1,7 миллиарда лет назад — за миллиард лет до появления первых животных в летописи окаменелостей, и его превращение в кварцит произошло более 1,2 миллиарда лет назад, намного раньше, чем древнейшие окаменелости животных, которым менее 0,6 миллиарда лет».
Ученые измерили возраст песка в норах, используя необычные радиоактивные минералы. «Возраст оказался более чем на миллиард лет моложе, чем у вмещающего кварцита, — сказал помощник профессора Биргер Расмуссен из Университета Западной Австралии. — Следовательно, норы могли быть сделаны животными».
Но как животные могут рыть норы в твердом кварците? Ответ был найден после микроскопических исследований, которые показали, что зерна сначала разделились на контактных поверхностях, в результате чего образовалась рыхлая матрица, а затем были снова сплавлены путем последующего осаждения кварца, возвращая породу в состояние твердого кварцита.
Таким образом, было открыто «окно во времени», когда можно было рыть норы в породе, сообщили исследователи. Сравнивая с окружающими осадочными толщами, ученые смогли датировать это окно примерно 40 миллионами лет назад, во время эоценовой эпохи в истории Земли.
По данным ученых, следы были оставлены ракообразными, которые населили юго-западную Австралию во время кратковременной морской трансгрессии, связанной с открытием Южного океана.
«Эти следы окаменелостей в „неправильных“ породах были загадкой в течение полувека, — сказал палеонтолог Шведского музея естественной истории Стефан Бенгтсон. — Мы рады, что смогли продемонстрировать геологические процессы, которые разрешают эту головоломку».