В Думе намеренно устроили борьбу ювенального проекта с семейным — юрист

Изображение: Комбакова Юлия © ИА Красная Весна
Ювенальная юстиция
Ювенальная юстиция

Конкуренция ювенального и антиювенального законопроектов в Думе устроена специально. Такой вывод можно сделать из интервью члена Общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте РФ, судье в почетной отставке Людмилы Виноградовой, опубликованном 23 июля в информагентстве Красная Весна.

Речь идет о двух противоположных по своей концепции проектах, переданных на рассмотрение Госдумы практически одновременно. Один — проект закона об ускоренном отобрании детей через суд под редакцией сенатора Андрея Клишаса. Второй — пакет законопроектов, ограничивающих возможности социальных служб неправомерно отбирать детей у родителей, внесенных группой сенаторов, возглавляемой Еленой Мизулиной.

Читайте интервью полностью: Что означает аномалия в Госдуме — интервьютекст

По мнению Виноградовой, происходящее в Государственной думе нельзя назвать нормальным.

«Почти одновременно в Государственную Думу РФ внесены законопроекты двух групп законодателей, касающиеся одного и того же вопроса — отобрания детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью. Причем законопроекты поданы представителями одного и того же комитета — по конституционному законодательству и государственному строительству», — отметила юрист.

Законопроект об организации семейных экспресс-судов, которые в течение 24 часов должны будут санкционировать отобрание детей социальными службами или полицией, эксперт назвала ювенальным, то есть разрушительным для семьи, поскольку речь идет о закрытом, неполноценном судебном процессе, в котором не предусмотрено обязательное участие адвоката и даже самих родителей.

«Законопроект под редакцией Андрея Клишаса без натяжки можно назвать ювенальным поскольку он не решает проблему сохранения семьи, а наоборот увеличивает шансы для её разрушения. Он позволяет, наряду с отобранием по решению суда, которое выносится в порядке особого производства, отбирать детей по акту без решения суда группой из представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел и прокуратуры. При этом решение суда выносится в течение суток без сбора и закрепления доказательств, без исследования их в судебном заседании и допроса свидетелей. Родитель в судебном процессе ставится в неравное положение с представителями органов власти. На его стороне даже не предусмотрено участие адвоката в случае несвоевременного извещения о дне и времени судебного заседания. Участие родителя в суде предусматривается как возможное, но не обязательное», — отметила правовед.

Виноградова обратила внимание, что законопроект Елены Мизулиной разрабатывался около четырех лет с учетом практики общественных организаций, специалистов, которые на практике занимаются проблемой насильственно разлученных детей и родителей, поэтому в нем ограничена возможность неправомерного изъятия детей из обычных, хороших семей.

«Законопроект Елены Мизулиной разрабатывался около четырех лет с участием представителей научного сообщества, общественных организаций, занимающихся проблемой отобрания детей на практике. Поэтому концептуально пакет законов под редакцией Елены Борисовны отвечает как юридико-техническим требованиям, так и чаяниям родительской общественности в большей мере», — подчеркнула она.

По мнению общественного деятеля, устроенная авторами закона об эспресс-судах, конкуренция законопроектов не может быть случайной.

«А конкуренция законопроектов, на мой взгляд, устроена не случайно, поскольку руководитель комитета не мог не знать о работе временной рабочей группы под руководством Мизулиной в рамках комитета, которым он руководит», — заявила судья в почетной отставке.

«Шаг Клишаса можно назвать популистским, поскольку затронута резонансная тема. Не все граждане разбираются в тонкостях юриспруденции, зато многие слышали про ювенальную юстицию, на борьбу с которой, якобы, и направлен законопроект», — добавила Виноградова.

Отметим, общественная экспертиза («нулевые слушания») законопроекта об экспресс-судах в Общественной палате РФ, прошедшие 23 июля, закончились скандалом. Он был вызван тем, что председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы Павел Крашенинников — один из авторов законопроекта об ускоренном отобрании детей через суды, и сторонники продвижения ювенальной юстиции выступили и ушли из зала, не выслушав ни вопросов, ни мнений представителей общественности и СМИ.

Читайте также: «Формально правильно, а по сути издевательство». Шафран о слушаниях в ОП РФ