Новое археологическое открытие в Израиле открыло окно для паломников

Адриен Доза. Разрушенная церковь (фрагмент). Около 1840
Адриен Доза. Разрушенная церковь (фрагмент). Около 1840

Обнаружение в Израиле в северной части пустыни Негев церкви византийского периода, на стенах которой изображены корабли, открывает окно в мир христианских паломников, посещавших Святую Землю 1500 лет назад. Об этом 15 июня сообщает UCA News со ссылкой на данные Управления древностей Израиля (IAA).

«Эти рисунки предоставляют информацию из первых рук о кораблях, на которых они путешествовали, и о морском мире того времени», — сказал директор IAA Эли Эскусидо, охарактеризовав находки в большой пустыне на юге Израиля как «удивительные и интригующие».

IAA уже несколько лет проводит спасательные раскопки на археологическом объекте, расположенном в бедуинском городе Рахат, в рамках подготовки к проекту расширения района.

Руководители раскопок назвали находку «приветствием христианских паломников», прибывших на корабле в порт Газы, рассказывая историю поселения в Северном Негеве в конце византийского периода (приблизительно с 395 г. н. э. — когда Римская империя разделилась надвое на Западную и Восточную). — до 1453 г.) и в начале раннеисламского периода.

Археологи предполагают, что христианские паломники посещали церковь после высадки в порту, оставляя на ее стенах свой личный след в виде рисунков кораблей. Хотя изображения кораблей использовались в качестве христианского символа в древности, они говорили, что верят, что в данном случае рисунки кораблей являются истинным графическим изображением реальных кораблей, на которых паломники путешествуют в Святую Землю.

Они отметили, что место древней церкви с рисунками кораблей примыкает к древней римской дороге, известной как Виа Марис, которая вела из средиземноморского прибрежного порта Газа в Беэр-Шеву, главный город Негева, и на север до прибрежных городов, таких как Акра, Кесария, Аполлония и Яффо.

Раскопками руководили Орен Шмуэли, Елена Коган-Зехави и Ноэ Дэвид Майкл от имени IAA вместе с Деборой Цвикель, профессором кафедры морских цивилизаций Хайфского университета.

«Паломники начали свое паломничество по римским дорогам, ведущим к местам, священным для христианского мира, таким как Иерусалим, Вифлеем, монастыри на холмах Негев и на Синае», — пояснили археологи. «Разумно, что их первой остановкой после того, как они сошли с кораблей в порту Газы, была именно эта церковь, обнаруженная в ходе наших раскопок к югу от Рахата. Это место находится всего в полудне ходьбы от порта».

Хотя один из кораблей, нарисованных на стене, изображен в виде линейного рисунка, его нос заметно заострен, а весла расположены по обеим сторонам судна, отметила Цвикель из Хайфского университета, указывая, что это может быть изображение корабля с воздуха. .

«Похоже, что художник пытался создать трехмерный рисунок. Возможно, линии под ним изображают путь, протоптанный веслами по воде. Корабли или кресты, оставленные христианскими паломниками, приехавшими в качестве свидетелей их посещения, найдены также в Иерусалимском храме. Храм Гроба Господня», — добавила она.

На другом рисунке изображено, по-видимому, двухмачтовое судно. На главной мачте нет паруса, но в верхней части, кажется, виден небольшой флаг. Фок-мачта слегка наклонена к носу и несет парус, известный как артемон. По ее словам, точные детали указывают на знакомство художника с морской жизнью.

Газа упоминается в Книге Судей Ветхого Завета в рассказе о Самсоне и Далиле, а также в Новом Завете в рассказе об апостоле Филиппе, встретившем эфиопского евнуха по дороге из Иерусалима в Газу.