Конституционный совет Франции должен проверить законопроект о ЧП — юрист

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
Эйфелева башня. Париж. Франция
Эйфелева башня. Париж. Франция

С призывом провести законопроект о Чрезвычайной ситуации через Конституционный совет в связи со множеством ограничений, противоречащих установленному правопорядку, обратился доцент кафедры публичного права университета Лилля, председатель научного комитета американского форума «Глобальная сеть по избирательному правосудию», Жан-Филипп Дерозье. Открытое письмо юриста опубликовано 20 марта в журнале Liberation.

Столкнувшись с кризисом в области здравоохранения, правительство разработало чрезвычайный законопроект о борьбе с эпидемией COVID-19, который находится на рассмотрении парламента и должен быть принят через 72 часа, пишет юрист.

В отличие от других предыдущих кризисов, таких как ситуация в ноябре 2015 года после терактов в Париже, по тексту законопроекта общенационального согласия пока достигнуть не удалось. В результате, дебаты, начавшиеся 19 марта в Сенате и продолжившиеся 20 марта в Национальном собрании, сегодня должны завершиться попыткой соглашения внутри совместной паритетной комиссии, или же свое «последнее слово» скажет Ассамблея.

«Этот текст затрагивает основные аспекты нашего правопорядка. Во-первых, это касается самого функционирования демократии, поскольку он предлагает отложить второй тур муниципальных выборов, который должен был состояться 22 марта, на срок не позднее июня 2020 года», — утверждает Дерозье.

«Далее, он ограничивает общественные и индивидуальные свободы, объявляя новое чрезвычайное положение… которое позволит премьер-министру на основании указов принимать решения о многочисленных мерах по ограничению или запрещению передвижения людей и транспортных средств, запрещающих людям покидать свои дома и ограничивающих или запрещающих собрания… Прежде всего, речь идет о подведении правовой основы для мер, которые уже действуют в течение недели», — продолжает правозащитник.

Он также отмечает, что текст законопроекта «ставит под сомнение некоторые принципы трудового права», в частности в отношении оплачиваемого отпуска, когда работодатель в одностороннем порядке может изменить дату и порядок отпусков, отправлять сотрудников на частичную занятость, сокращать заработанные выходные дни (RTT) или вызывать в воскресенье на работу сотрудников, занятых в секторах, особенно важных для обеспечения безопасности и непрерывности экономической и социальной жизни государства. «Эти проблемы, вызванные кризисной ситуацией, никоем образом не ограничены во времени», — отмечает юрист.

Ввиду всех этих многочисленных и существенных ограничений и изменений, говорится в обращении, «представляется необходимым обратиться в Конституционный совет, который является главным защитником демократии и основных прав и свобод».

По мнению юриста, это даст право на принятие решений по закону, который принимается в срочном порядке и «устранит любые сомнения в его конституционности». Таким образом, можно избежать будущих апелляций, в противном случае ситуация, по мнению эксперта, будет выглядеть «неоднозначно».

Заранее отвергая возражения оппонентов о срочности ситуации, Дерозье утверждает, что «кризис не может оправдать покушения на Конституцию». Наоборот, во времена кризиса, «закон должен работать еще более надежно».

Дерозье предлагает передать текст законопроекта на рассмотрение Конституционного совета, который постарается сделать это «быстро, в течение восьми дней».

«В этот период неопределенности наша демократия и верховенство закона должны быть восстановлены», — заканчивается текст обращения.

Напомним, Global Network for Electoral Justice («Глобальная сеть по избирательному правосудию» — Пер.) является надправительственным форумом, созданным «для защиты политических прав при разрешении избирательных споров во время избирательного цикла» под эгидой США. Первое заседание организации прошло 11 ноября 2017 года в Мексике.

В работе форума принимают участие около 40 государств. Кроме США в сеть включены Южная Корея и ЮАР, из европейских стран — Нидерланды, Испания и Португалия, несколько стран третьего мира Африки и Латинской Америки, а также Украина и Казахстан.