Ученые раскрыли секрет особенного звучания скрипок Страдивари

Кузьма Петров-Водкин. Скрипка. 1916
Кузьма Петров-Водкин. Скрипка. 1916

Одной из основных причин неповторимого звучания скрипок Страдивари являются антисептические химические составы, которыми пропитывалась древесина, к такому выводу пришли ученые Техасского университета A&M, 1 июня сообщает журнал Angewandte Chemie International Edition.

Новое исследование подтвердило, что скрипичные мастера Антонио Страдивари и Гварнери дель Джезу обрабатывали свои инструменты химическими веществами в качестве защиты от древесных червей, которые в те времена были достаточно распространены. Некоторые из этих химических веществ были идентифицированы впервые.

«Все мои исследования на протяжении многих лет основывались на предположении, что древесина великих мастеров подвергалась агрессивной химической обработке, и это сыграло прямую роль в создании великолепного звучания Страдивари и Гварнери», — сказал Джозеф Надьвари, почетный профессор биохимии в Техасском университете A&M.

Текущие результаты исследовательской группы показывают, что бура, цинк, медь и квасцы, наряду с известковой водой, использовались для обработки древесины, используемой в инструментах.

«Бура имеет долгую историю как консервант, восходящую к древним египтянам, которые использовали ее при мумификации, а затем в качестве инсектицида. Наличие этих химических веществ указывает на сотрудничество между производителями скрипок и местной аптекой и аптекарем в то время», — сказал Надьвари.

Напомним, Антонио Страдивари (1644-1737) за свою жизнь изготовил около 1200 скрипок и продавал их только очень богатым, включая членов королевской семьи. Сегодня осталось около 600 скрипок Страдивари.

Менее известный современник Страдивари, Гварнери дель Джезу, испытывал трудности с продажей своих работ, но его инструменты теперь считаются равными по качеству и цене скрипкам Страдивари.

Их скрипки не имеют себе равных по звучанию и качеству на протяжении 220 лет. Скрипка Страдивари сегодня может быть оценена в 10 миллионов долларов, а Гварнери может стоить еще больше.