Палестина теряет контроль над Дженином — Jerusalem Post

Изображение: (сс) ArmyAmber
Вооруженные люди
Вооруженные люди

Власти Палестинской автономии утратили всякий контроль над районом Дженина на Западном берегу реки Иордан, пишет журналист Халед абу Тоаме в статье, опубликованной 10 апреля в газете The Jerusalem Post.

Многие палестинцы, пишет Абу Тоаме, уже давно с гордостью называют Дженин «фабрикой людей и львиным логовом» из-за его роли в «вооруженном сопротивлении» Израилю, особенно с начала Первой интифады в 1987 году.

Затем в городе и прилегающих к нему деревнях и поселках появились различные вооруженные формирования, большинство из которых были связаны с правящей фракцией ФАТХ.

Самой известной группировкой была «Черная пантера», члены которой в основном базировались в городе Кабатия и деревнях Аррабех, Куфр-Раи и Силет аль-Харития, а также в лагере беженцев Дженин.

Боевики «Черной пантеры» несут ответственность за серию нападений на израильских солдат и поселенцев. Кроме того, они также взяли на себя ответственность за убийство палестинцев, подозреваемых в сотрудничестве с Израилем.

Сотни таких палестинцев и членов их семей бежали в Израиль, а другие были размещены военными в небольшой деревне под названием Фахмех у южного въезда в Дженин.

Силам безопасности Израиля понадобилось четыре года, чтобы уничтожить «Черную пантеру». Многие члены группы были убиты или арестованы, в том числе ее основатель Авад Кмейл, видный активист ФАТХ.

После создания Палестинской автономии в 1994 году Израиль освободил множество членов «Черной пантеры», на руках которых не было еврейской крови. Некоторые были завербованы в силы безопасности Палестинской автономии, а другие получили руководящие должности в различных учреждениях.

Во время Второй интифады, разразившейся в 2000 году, новая связанная с ФАТХ группа под названием «Бригады мучеников Аль-Акса» начала действовать в районе Дженина и других частях Западного берега.

К группе присоединились десятки активистов ФАТХ из лагеря беженцев Дженин и близлежащих деревень и городов, которые участвовали в многочисленных терактах против Израиля.

В отличие от других мест на Западном берегу, активисты ФАТХ в районе Дженина тесно сотрудничали с Палестинским исламским джихадом (организация, деятельность которой запрещена в РФ), который по-прежнему имеет там сильное присутствие, особенно в лагере беженцев Дженин. С другой стороны, у ХАМАС никогда не было сильных сторонников в лагере.

В 2002 году из района Дженина в Израиль прибыло не менее 23 террористов-смертников. Когда в апреле того же года ЦАХАЛ совершил рейд на лагерь беженцев Дженин, в ходе ожесточенных столкновений были убиты несколько членов «Палестинского исламского джихада»(организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Бригад мучеников Аль-Акса». В боях также погибли 23 израильских солдата.

С тех пор вооруженным группам в лагере и других местах в районе Дженина удалось восстановить обширную сеть террористической инфраструктуры. Палестинская автономия не стремилась бороться с этим явлением и часто, как пишет автор статьи, «предпочитала смотреть в другую сторону».

С тех пор многие из членов ФАТХ и Палестинского исламского джихада (организация, деятельность которой запрещена в РФ) были вовлечены в торговлю оружием и вербовку новых членов.

Лидеры Палестинской автономии не хотели, чтобы палестинцы обвиняли их в подавлении лидеров освободительного движения, особенно в таком месте, как лагерь беженцев Дженин, который стал символом палестинской борьбы против Израиля.

Палестинские силы безопасности действовали против боевиков только тогда, когда они осмелились бросить вызов Палестинской автономии. Некоторые из боевиков были арестованы палестинскими силами безопасности, а другие были объявлены в розыск.

Стоит отметить, что несколько боевиков, арестованных палестинскими силами безопасности, позже были освобождены.

В 2008 году Палестина при поддержке Израиля и международного сообщества приступила к реализации так называемого экспериментального проекта в Дженине. Целью проекта было создание модели успешного управления.

План предусматривал усиление сил безопасности Палестины в районе Дженина. Израиль, со своей стороны, был обязан поддерживать деятельность Палестинской автономии по обеспечению безопасности, а также принимать экономические и гражданские меры для улучшения условий жизни жителей этого района.

Кроме того, было одобрено большое количество инфраструктурных проектов, в том числе 36 проектов с быстрой отдачей в сотрудничестве с USAID и другими международными донорами. Проекты включали создание промышленной зоны и модернизацию канализационной системы и инфраструктуры электроснабжения.

С тех пор Израиль разрешил израильским арабам въезжать в район Дженина (и в палестинские города, расположенные в зоне А), что значительно подстегнуло местную экономику.

В 2009 году переход Джалама, соединяющий нижнюю Галилею с Дженином, был торжественно открыт для автомобилей.

Теперь же Израиль решил запретить израильским арабам въезд в район Дженина в ответ на недавнюю волну терроризма.

Все это время в районе Дженина вооруженные группы продолжали расти и воспользовались возможностью для накопления оружия.

В последние два года палестинцы снова жалуются на волну беззакония в районе Дженина. Некоторые обвиняют Палестинскую автономию в неспособности обеспечить соблюдение закона и порядка и обуздать боевиков, в то время как другие возлагали ответственность на Израиль и плохую экономическую ситуацию.

Главный аргумент, пишет издание, заключается в том, что многие из молодых и недовольных боевиков не смогли воспользоваться плодами экономического процветания, начавшегося в 2008 году. Именно поэтому многие из них обратились к преступной деятельности, такой как угон автомобилей, вымогательство и торговля оружием.

Между тем, пишет Халед абу Тоаме в своей статье, невозможно переоценить воздействие на людей продолжающегося подстрекательства против Израиля. Хотя большая часть подстрекательства происходит в социальных сетях, она также исходит из первых уст: об этом говорят палестинские лидеры в Рамалле, секторе Газа, Катаре и Ливане.