В Москве Еврейский центр покажет «маленькие» картины крупных мастеров
Выставка «„Маленькое“ искусство», на которой представят работы небольшого размера выдающихся художников, включая авторов советского авангарда 20-х годов, откроется завтра в московском Еврейском музее и центре толерантности, сообщает 26 мая пресс-служба организации.
Посетители музея смогут увидеть более 130 работ Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Казимира Малевича, Антонины Софроновой, Льва Бакста и других художников.
«Эта выставка — собрание работ, которые обычно остаются в запасниках (в папках, на полках) после того, как для показа отобраны главные, „убедительные“ предметы. Чаще всего на вернисажи не попадают вещи маленького размера, особенно если это только набросок или замысел композиции», — говорится в сообщении.
Отмечается, что именно произведения маленького размера иногда дают понимание о даровании художника, сохраняя самую значительную часть его наследия.
Выставка имеет несколько разделов, каждый из которых объединил «маленькие» картины по своему признаку.
Первый посвящен небольшим наброскам, которые у авторов, например, Левитана, Поленова, Репина, играли вспомогательную роль. Они позволяют проследить движение от замысла в маленькой композиции к известным полотнам.
Произведения модернистов собраны в свой раздел. Здесь можно понять «значение неоконченного рисунка», почувствовать «легкость отсутствия сюжета». Это и быстрые рисунки, сохраняющие движение руки, (острое и очень точное у Бакста), и акварели Константина Сомова, на которых видно, как скрупулезно художник работал даже над небольшим листком.
«Следующая часть экспозиции — о пафосе авангарда, его стремлении изменить большие и маленькие формы предметов. На выставке будет представлена уникальная графика Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника и других авторов авангардных движений 1910-1920-х гг.», — рассказывается в анонсе.
Не обошлось на выставке без репрессированных авторов. Специальный раздел посвящен «камерной» теме. Здесь показаны лагерные миниатюры Михаила Соколова: «Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность работать, используя доступные в условиях преследования материалы. Так появился цикл крошечных работ, близких к формату спичечного коробка».