Нейробиолог во Франции пояснила, чем плохи для студентов лекции онлайн
Учебный материал в ходе курса онлайн хуже усваивается, чем во время лекции в аудитории с преподавателем, заявила нейробиолог национального научно-исследовательского центра Франции (CNRS) Шарлот Жакемо. Об этом 2 марта сообщает Le Monde.
Шарлот Жакемо, исследователь в области когнитивных наук, пояснила, что взаимодействие с экраном требует большей концентрации, чем обсуждение вопроса вживую. Дело в том, что огромная часть неявной информации передается через невербальные сигналы, такие как выражение лица, язык тела или поза.
Такие сигналы студентам труднее идентифицировать при видеосвязи. Кроме того, окошечко с изображением преподавателя или лектора в Zoom или Teams настолько мало, что студентам приходится прилагать усилия, чтобы получить информацию, вглядываясь в лицо ведущего видеокурс.
Отсутствие зрительного контакта с учителем также снижает внимание у студента. Окошечко же с собственным изображением («а достаточно ли серьезно я выгляжу?») только отвлекает учащегося.
Задержка передачи сигнала между изображением и звуком делают общение менее плавным и требуют дополнительных усилий для обработки передаваемой информации. По всем этим причинам видеолекции требуют дополнительной энергии и внимания. И часть внимания, которое могло бы быть посвящено самому содержанию курса, у студентов отнято.
Еще до начала эпидемии проводились эксперименты, где сравнивали освоение студентами материалов по лекциям онлайн и лекциям в аудитории с преподавателем. Оказалось, что восприятие студентами таких занятий и их эффективность различаются. На дистанционных занятиях студенты менее сосредоточены на восприятии самого содержания лекции. И невозможно удерживать такое же пристальное внимание в течение нескольких часов на лекциях онлайн, в отличие от обычных лекций.
Шарлот Жакемо пояснила, что даже появился термин «усталость от Zoom», характеризующий симптомы психологической истощенности у молодых людей, обучающихся ежедневно на дистанте часами.