«Октябрьская революция — творческий импульс для всего человечества!»
Творческим импульсом для всего человечества назвал Великую Октябрьскую социалистическую революцию петербургский художник, выпускник Академии Художеств, член Союза художников, автор иллюстраций к более чем 150 книгам Борис Александрович Аникин 7 ноября в разговоре с корреспондентом ИА Красная Весна.
Борис Аникин высоко оценил вклад большевиков в повышение культурного уровня страны: «Тот вклад, который сделали коммунисты в культурную жизнь народа трудно переоценить. Русское изобразительное искусство, бывшее во многом отголоском и гениальной переработкой европейского искусства, стало по-настоящему самостоятельной величиной. Это произошло потому, что Советская власть создала условия для по-настоящему широкого народного творчества. Талантливые ребята из глубинки могли за счет государства учиться в лучших столичных учебных заведениях страны. А так как художественные комбинаты были по всей стране, они могли вернуться в свои регионы и работать там».
Петербургский художник отметил, что благодаря такой системе средний культурный уровень в стране поднялся «на немыслимый в истории человечества уровень».
Современный уровень культуры Борис Аникин охарактеризовал следующим образом: «В самом конце 70-х мне довелось оказаться на выставке местного отделения Союза художников в Ижевске. Тогда она мне показалась обычной, может быть даже слабоватой выставкой. Но сейчас, посещая выставки петербургского Союза, я вижу, что уровень работ на той, самой обычной провинциальной выставке, нельзя даже примерно сравнивать с тем, что сейчас происходит у нас, в столице. Уровень не то, что упал — он рухнул, за очень редкими исключениями».
Причины такого обрушения художник видит в следующем: «Это закономерный результат того, что сегодня запущен обратный процесс — от высочайших гуманистических идеалов советской эпохи многие художники, да и вообще деятели искусств, обратились к чудовищным идеалам общества потребления, насилия и лицемерия, а то и вообще рассматривают свою профессию исключительно как средство заработка».
«То, что произошло с изобразительным искусством — это в прямом смысле катастрофа. И как исправлять сложившуюся ситуацию — я не представляю. Думаю, как и в начале XX века, опять понадобятся коммунисты», — заключил Борис Аникин.
Отметим, в целях сохранения культурного наследия, советской властью уже в 1918 году были приняты соответствующие декреты: «О памятниках республики», «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения», «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Всего за 1918–1924 годы было издано более 20 декретов, направленных на сохранение культурного достояния страны.