В Зауралье поставили «Записки из подполья» Достоевского как комедийное шоу
«Записки из подполья» Федора Достоевского поставил режиссер Антон Елисеев 15 апреля в городе Шадринск, сообщает группа шадринского драмтеатра «ВКонтакте».
В Шадринске состоялась премьера спектакля «Подполье» по повести Фёдора Достоевского «Записки из подполья». Спектакль позиционируется как «не совсем StandUp с Достоевским». По сообщению режиссера, в качестве музыкального сопровождения использовалось творчество группы «Ленинград», «но без мата».
Напомним, StandUp — это современный юмористический жанр, в котором комик стоит один на сцене, но при этом взаимодействует со зрителем. В ходе подобных выступлений часто создается ощущение личного разговора комика и зрителя, для которого комик волен выбирать любые темы, включая личные и самые непристойные. Задача же выступающего, как и любого комика, — смешить зрителя.
«Достоевский, как ни странно, это очень смешно, — говорит режиссер Елисеев, — Почему мы смеемся, потому что сам Достоевский пишет: „Я шучу“, понятно, что шутка может быть несмешная…»
Несмотря на то, что в постановке по заверению режиссера сохранены 90% оригинального текста, любителям каноничной классики он советует на спектакль не приходить: «Любителям классики-классики, „Шекспира в бархатных штанишках“ — не приходить, потому что любое произведение мы все равно пропускаем через свою призму. Это какое-то мое высказывание, это наши с ребятами находки».
При этом режиссер высказал понимание, что «Записки из подполья» — концентрация философии Достоевского, что Достоевский в своем последующем творчестве многое берет из этого относительно раннего произведения.
Ранее Антон Елисеев поставил в том же шадринском драмтеатре комедию «Почтамт» по современной повести Глеба Планкина. Постановка позиционируется как неформатный спектакль, комедия о проблемах современной молодежи.
Судя по высказываниям режиссера, он готов скопом замахнуться и на «Вильяма нашего Шекспира», и на Достоевского. Зачастую повесть «Записки из подполья» воспринимается читателями достаточно тяжело, она, если не вскрывает самые темные уголки человеческой души, то дает ключи к пониманию этих глубин. Описанием этих ключей занимался достаточно злой, но вместе с тем гениальный филолог и философ Михаил Бахтин, который, кстати, разрабатывал тему смеховой культуры, но не на примере текстов Достоевского, а в творчестве Франсуа Рабле.
Ирония и самоирония, безусловно, являются частью психологии подполья или диалогизма, если следовать Бахтину. Но, во-первых, далеко не только она, а во-вторых, как всерьез не заниматься мучительной душевной проблемой — закрыться от нее иронией, глумом. Но может ли называться художником тот, кто так поступает?
Ах да, кто-то может возразить про метамодернизм, в котором на глумливом постмодернистском языке якобы прорываются в «разумное, доброе, вечное». Ну так ключевое слово — «якобы».