Стратегия образования в России ведет к замене живого учителя на ИИ. Мнение

Изображение: Ольга Горянина@ИА Красная Весна
Анна Швабауэр
Анна Швабауэр

Тотальная цифровая трансформация образования заложена практически во всех нормативных документах, принимаемых правительством России в этой сфере в последнее время. Такой вывод сделала эксперт общественного уполномоченного по защите семьи, кандидат юридических наук Анна Швабауэр в своем выступлении 22 ноября на XIX Всероссийском конгрессе «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».

Юрист совместно со своими коллегами провела анализ нормативных актов, принятых правительством РФ за последнее время в сфере образования. Большинство из них направлено на внедрение цифровой образовательной среды и искусственного интеллекта (ИИ) в систему образования.

«Несмотря на то, что мы иногда слышим от наших чиновников утверждение, о том что учитель никуда не денется, но, анализируя нормативную базу и практику, мы видим, что функция учителя постепенно сжимается внедрением тотальной цифровой трансформации», — подчеркивает Швабауэр.

В частности, юрист анализирует Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящееся к сфере Министерства просвещения, которое было принято правительством РФ в ноябре прошлого года.

«В этом документе обозначены приоритеты, среди которых — создание электронной информационной образовательной среды, которая обеспечит освоение обучающимся образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. То есть законотворцы действительно считают, что в цифровой среде можно освоить образовательную программу в полном объеме», — рассказывает эксперт.

Юрист подчеркивает, что и воспитательные моменты тоже здесь имеются в виду: «Образование включает в себя прежде всего воспитание, а наши цифровые трансформаторы считают, что цифровая среда и цифровой формат в принципе — это примерно то же самое, что живой формат».

Также она обращает внимание, что в документе прямо сказано, что основаниями для его разработки являются среди прочего итоги конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Эту конференцию регулярно проводит Сбер, Герман Греф с приглашением иностранных специалистов. «И вот что интересно: итоги подобных конференций ложатся в основу стратегических нормативных актов», — отмечает эксперт.

На базе рекомендации этой конференции принято поручение правительства, в котором заложен план «по внедрению технологии искусственного интеллекта в каждой отрасли социальной сферы».

При этом никаких ограничений по отдельным отраслям социальной сферы не обозначено, утверждает юрист. «Впервые в законодательстве настолько откровенно и прямо в этом документе говорится о цифровой трансформации дошкольного образования. То есть речь идет о яслях и садиках — никаких границ по возрасту не установлено», — подчеркивает Швабауэр.

Индикатором реализации цифровой трансформации обозначено число уникальных пользователей цифровой системы среди детей, родителей, педагогов. И при этом во всех документах подчеркивается, что эта среда обеспечивает качественное образование в полном объеме.

Другой документ, на которые обратили внимание юристы, называется «Москва — умный город», он опубликован на сайте мэрии Москвы. В нем делаются смелые прогнозы. Например, создание цифрового учителя с искусственным интеллектом. И такие эксперименты уже проводятся в некоторых вузах России. Например, в Томском университете создали цифрового «профессора», который общается со студентами посредством чат-ботов. Также в документе подчеркивается, что виртуальное присутствие равносильно физическому, то есть утверждается, что диалог с ИИ равноценен общению между людьми.

Однако, по словам эксперта, любой здравомыслящий человек понимает, что воспитание и образование — это всегда непосредственное взаимодействие людей, это живой контакт «глаза в глаза», это живое взаимодействие душ, это обратная эмоциональная связь, это передача так называемых неявных знаний, это невербальное взаимодействие.

«Невозможно перевести образование и воспитание в цифровую среду. Тем не менее нормативная база у нас говорит о том, что якобы это возможно», — делает вывод юрист.

Говоря об опасности цифровой трансформации российского образования, Анна Швабауэр приводит авторитетное мнение известного психолога и нейропсихиатра Марфреда Шпитцера. В своих работах он ссылается на огромное количество экспериментов по всему миру и делает следующие выводы: «Использование интернета способствует ухудшению памяти, снижению способности поиска информации, приводит к болезненной зависимости. А использование цифровых технологий в детском саду и в начальной школе действительно имеет сходство с первой инъекцией наркотика».

Иными словами, Шпитцер заключает, что только личная коммуникация людей делает возможным глубокую переработку информации, в то время как компьютер отбирает у учеников умственную работу. То есть, пользуясь цифровыми системами, дети лишаются главного. Они лишаются возможности формировать свой интеллект.