Тактика Пекина в Европе: «разделяй и властвуй»?
Под таким заголовком гонконгская газета опубликовала 1 марта анализ путей расширения Китаем своего влияния в странах ЕС.
В Европейском союзе нарастает озабоченность попытками Пекина вбить клин между участниками организации, пишет газета. По оценкам дипломатических источников, они проявляются в наращивании китайских инвестиций в балканские государства, страны центральной и восточной Европы, а также в экономику наиболее отсталых «старых» членов ЕС. По замыслу Пекина, таким образом он сможет проложить себе путь на рынки более развитых стран сообщества и использовать экономические рычаги для обеспечения своих политических интересов.
В частности, это уже проявилось в давлении на восточных членов ЕС с целью оспорить позицию организации по ситуации вокруг Южно-Китайского моря, а также в успешном блокировании намерений ЕС выступить в ООН с критикой положения с правами человека в Китае.
«Некоторые члены ЕС, особенно Германия, обеспокоены китайскими инвестициями в так называемую периферию союза, приобретением стратегически чувствительных объектов инфраструктуры, такой как порты и электростанции, а также ключевых технологий», — утверждает Игорь Рогеля, исследователь института Lau China в лондонском Королевском колледже.
Недовольство, в частности, вызвало приобретение китайской государственной компанией Cosco контрольного пакета акций греческого порта Пирея, приватизации которого требовали в ЕС для преодоления долгового кризиса в этой стране.
В ноябре прошлого года началась работа по прокладке железной дороги от Белграда, который претендует на членство в ЕС, до Будапешта. Сербская часть проекта финансируется китайскими компаниями.
Всего же прямые инвестиции Китая в Европу в прошлом году подскочили на 76% до 81 млрд долларов, отмечается в январском докладе юридической фирмы Baker McKenzie. И даже если исключить из подсчета отсроченное завершение сделки 2016 года в размере 43 млрд долларов по поглощению китайской госкомпанией ChemChina швейцарской агропромышленной фирмы Syngenta, все равно объем инвестиций чрезвычайно велик. Особенно на фоне того, что за тот же период, прямые инвестиции ЕС в Китай упали на 9,1% до 8,8 млрд долларов, пишет South China Morning Post.
Канцлер Германии Ангела Меркель уже дважды за последние дни заявляла, что государствам-членам ЕС, участвующим в совместных с Китаем инфраструктурных проектах, следует придерживаться общей позиции союза в отношении Китая, и что выстраивая экономические отношения с Пекином западнобалканские государства не должны принимать каких-либо политических условий с его стороны, напоминает газета.
Однако вряд ли, считает Игорь Рогеля, ЕС в состоянии сделать что-то для предотвращения китайских инвестиций в этом регионе, поскольку «страны обратятся к тому источнику, который будет в состоянии профинансировать им модернизацию инфраструктуры».