1. Классическая война
  2. Взаимоотношения Грузии и НАТО
Осло, / ИА Красная Весна

Генсек НАТО не считает возможным принятие Грузии без Южной Осетии и Абхазии

Изображение: Юлия Комбакова© ИА Красная Весна
НАТО
НАТО

Мы не можем всерьез рассматривать вступление Грузии в НАТО в обход 5 параграфа Договора, исключая Абхазию и Южную Осетию из зоны притязания Грузии, заявил Йенс Столтенберг, генеральный секретарь Североатлантического альянса 5 сентября на онлайн-конференции норвежского аналитического центра CIVITA.

«Что касается присоединения Грузии к членству без параграфа 5, касающегося Абхазии и Южной Осетии, территорий, которые Грузия не контролирует, я считаю неправильным строить предположения о том, какую модель использовать. Скорее, мы должны помочь и поддержать Грузию в ее стремлении соответствовать стандартам НАТО и стать полноправным членом»,  — сказал Столтенберг.

Столтенберг отметил, что не смотря на долгое и тесное сотрудничество, руководство Североатлантического альянса никогда не обсуждало точной даты вступления Грузии в НАТО, всегда оставляя её в промежуточном статусе.

«Мы очень тесно работаем с Грузией, и Грузия является очень близким партнером НАТО. Мы обучаем, сотрудничаем и помогаем в реформировании и модернизации секторов обороны и разведки, чтобы привести их в соответствие со стандартами НАТО и приблизить их к членству. Однако у нас никогда не было конкретной даты вступления Грузии в НАТО», — заявил Столтенберг.

Онлайн-конференция подразумевала формат ответа на вопросы пользователей сети Twitter и Facebook. Давид Бациашвили, житель Норвегии, задал вопрос о членстве Грузии в НАТО по немецкой модели, предполагающей обход пятого параграфа Договора. Подобный вариант решения вопроса был предложен экс-генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном в 2019 году.

Комментарий редакции

Статья 5 Североатлантического договора от 4 апреля 1949 года предполагает коллективную защиту каждого члена Альянса в случае агрессии со стороны третьих государств. Таким образом, Грузия при вступлении в НАТО будет автоматически считаться атакованной Россией, так как сама Грузия считает Абхазию и Южную Осетию своими территориями, оккупированными Россией. Эту позицию об «оккупированных территориях» разделяет большинство западных стран, продвигающих анти-российскую риторику. Автоматически такая позиция становится основанием для вступления в силу Североалантического договора.

Вступление в НАТО в обход 5 статьи снимает с Альянса ответственность за «оккупированные территории» и освобождает от обязанности немедленного начала военных действий против России.

Но вместе с этим, Грузия лишается главной выгоды от членства в НАТО — коллективной защиты, так как страны-участники договора не будут обязаны помогать Грузии в случае вооруженного конфликта с кем либо, не будучи юридически связаны 5 статьей Договора.