1. За рубежом: реальный мир
  2. Космический мусор
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Рынок обслуживания спутников требует разных услуг для разных орбит

Изображение: Northrop Grumman
Сервисный спутник MRV
Сервисный спутник MRV

Космическим аппаратам на низкой околоземной орбите требуются иные сервисные услуги, чем аппаратам на геостационарной орбите, заявили разработчики технологий спутникового обслуживания, участвующие в Форуме по глобальному спутниковому обслуживанию. Об этом 30 сентября сообщает портал SpaceNews.

Компании и организации, работающие над различными подходами к спутниковому обслуживанию, заявили, что, как ожидается, операторы спутниковых группировок на низкой околоземной орбите будут нуждаться в услугах по утилизации исчерпавших свой ресурс аппаратов и поддержанию рабочих орбит в чистоте. В то же время для космических аппаратов на геостационарной орбите будет важнее получать своевременное пополнение запасов топлива и мелкий наружный ремонт.

«Экономическая целесообразность появляется, когда у вас есть спутниковые операторы, у которых есть сотни, если не тысячи спутников, вращающихся в очень тесном режиме, где они напрямую заинтересованы в защите аппаратов», — сказала руководитель отдела бизнес-анализа в компании Astroscale Харриет Бреттл.

По словам руководителя отдела космической робототехники и логистики в Управлении космических аппаратов исследовательской лаборатории ВВС Карла Столлейса, спутниковые группировки на низкой околоземной орбите вряд ли нуждаются в услуге по заправке спутника. «Дозаправка в низкоорбитального спутника имеет смысл только при особых обстоятельствах», — сказал Столлейс.

Также он добавил, что дозаправка космических аппаратов глобальных спутниковых группировок не имеет смысла. «Дешевле просто построить новый спутник, запустить его и утилизировать старый, чем пытаться его заправить», — сказал он.

Однако для геостационарной орбиты ситуация в корне иная. Стоимость выведения космического аппарата на геостационарную орбиту существенно выше, поэтому такие космические аппараты обычно имеют запас топлива на 15–20 лет работы, что составляет существенную часть их массы.

Один из подходов, который предложил Столлейс, заключается в запуске геостационарных спутников с уменьшенным запасом топлива, что уменьшает их массу и, соответственно, стоимость запуска. Чтобы затем эти спутники могли регулярно заправляться средствами спутникового обслуживания, которые кроме функции дозаправки могли бы утилизировать отработавшие космические аппараты на орбите захоронения.

По словам вице-президента по развитию бизнеса в компании SpaceLogistics Джо Андерсона, первое место, где наблюдаются наиболее заинтересованные потенциально платежеспособные клиенты, — это геостационарная орбита. Так как космические аппараты на этой орбите имеют высокую ценность, многие операторы обеспокоены за их сохранность ввиду того, что поблизости есть вышедшие из строя аппараты. Кроме того, на геостационарной орбите все спутники движутся в одной плоскости, что существенно уменьшает пространство для размещения новых аппаратов.