Глава Минобрнауки РФ: живое общение в вузах должно быть в разумных пределах


После пандемии нужно сохранить баланс общения в вузах, заявил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков 22 мая в ходе передачи «Диалог» на телеканале «Россия 24».

Фальков считает, что после пандемии российским вузам необходимо будет сохранить баланс между живым общением во время обучения и цифровизацией учебного процесса. По его мнению, во время вынужденного перевода обучения в онлайн-режим проект «Цифровой университет» доказал свою актуальность: «То, что за этим будущее, сейчас мы это, по-моему, отчетливо понимаем».

Министр уверен, что в вузах живое человеческое общение должно иметь разумные пределы: «Знаете, нам надо такой вот разумный баланс соблюсти, сохранить университет в его традиционном понимании, чтобы там было живое человеческое общение, в разумных пределах, естественно». Основной проблемой такого общения была названа огромная нагрузка на преподавателей: «Потому что сегодня зачастую преподаватели просто не выходят из аудиторий, безумная нагрузка».

В качестве альтернативы этим издержкам традиционного образования главой Минобрнауки был предложен перевод организационного процесса в виртуальное пространство: «А, с другой стороны, все, что можно, рутину, перевести в „цифру“ и сделать более удобной — сервисы для студентов, преподавателей-управленцев, взаимоотношения университета со всеми другими средами. Вот это, конечно, задача приоритетнейшая».

Ранее, 10 апреля, Фальков заявил, что после пандемии чисто «цифровых» вузов еще не появится, но количество онлайн-занятий увеличится и требования к преподавателям изменятся. По его словам, возникнет «новая нормальность» в системе высшего образования. Пандемия коронавирусной инфекции не только стала «серьезным триггером к изменениям», но и указала границы применения дистанционного обучения.

Комментарий редакции

Живое человеческое общение — непозволительная роскошь для большинства студентов. Мало ли что могут вложить в их неокрепшие души преподаватели — за всеми не уследишь. «Цифровой университет» позволит сделать этот процесс более контролируемым.

Названные Фальковым издержки в виде огромной нагрузки на преподавателей порождены отнюдь не традиционной формой образования, а навязаны системой. Неспроста министр упоминает в качестве еще одних издержек бюрократические процедуры. Беспроигрышный ход — если они будут переведены в онлайн, то это можно только приветствовать. Однако еще выгоднее перевести в онлайн лекции и семинары — один раз их записать и потом их «прокручивать», а работу преподавателей свести к контрольным функциям. Вся логика предыдущей «оптимизации» высшего образования подсказывает именно такой путь.