Глава Минобрнауки РФ: живое общение в вузах должно быть в разумных пределах

undefined

После пандемии нужно сохранить баланс общения в вузах, заявил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков 22 мая в ходе передачи «Диалог» на телеканале «Россия 24».

Рене Магритт. Влюбленные. 1928
1928Влюбленные.Магритт.Рене
Рене Магритт. Влюбленные. 1928

Фальков считает, что после пандемии российским вузам необходимо будет сохранить баланс между живым общением во время обучения и цифровизацией учебного процесса. По его мнению, во время вынужденного перевода обучения в онлайн-режим проект «Цифровой университет» доказал свою актуальность: «То, что за этим будущее, сейчас мы это, по-моему, отчетливо понимаем».

Министр уверен, что в вузах живое человеческое общение должно иметь разумные пределы: «Знаете, нам надо такой вот разумный баланс соблюсти, сохранить университет в его традиционном понимании, чтобы там было живое человеческое общение, в разумных пределах, естественно». Основной проблемой такого общения была названа огромная нагрузка на преподавателей: «Потому что сегодня зачастую преподаватели просто не выходят из аудиторий, безумная нагрузка».

В качестве альтернативы этим издержкам традиционного образования главой Минобрнауки был предложен перевод организационного процесса в виртуальное пространство: «А, с другой стороны, все, что можно, рутину, перевести в „цифру“ и сделать более удобной — сервисы для студентов, преподавателей-управленцев, взаимоотношения университета со всеми другими средами. Вот это, конечно, задача приоритетнейшая».

Ранее, 10 апреля, Фальков заявил, что после пандемии чисто «цифровых» вузов еще не появится, но количество онлайн-занятий увеличится и требования к преподавателям изменятся. По его словам, возникнет «новая нормальность» в системе высшего образования. Пандемия коронавирусной инфекции не только стала «серьезным триггером к изменениям», но и указала границы применения дистанционного обучения.

Комментарий редакции

Живое человеческое общение — непозволительная роскошь для большинства студентов. Мало ли что могут вложить в их неокрепшие души преподаватели — за всеми не уследишь. «Цифровой университет» позволит сделать этот процесс более контролируемым.

Названные Фальковым издержки в виде огромной нагрузки на преподавателей порождены отнюдь не традиционной формой образования, а навязаны системой. Неспроста министр упоминает в качестве еще одних издержек бюрократические процедуры. Беспроигрышный ход — если они будут переведены в онлайн, то это можно только приветствовать. Однако еще выгоднее перевести в онлайн лекции и семинары — один раз их записать и потом их «прокручивать», а работу преподавателей свести к контрольным функциям. Вся логика предыдущей «оптимизации» высшего образования подсказывает именно такой путь.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER