1. Экономическая война
  2. Соглашение по климату
Москва, / ИА Красная Весна

Эксперт: исследования подтверждают периодический характер таяния ледников

Изображение: Mariamichelle, pixabay, cc0
Антарктида
Антарктида

Сообщения о результатах геофизических исследований, показывающих нестабильность Восточно-Антарктического ледника, прокомментировал 23 декабря эксперт в интервью ИА Красная Весна.

В настоящее время Восточно-Антарктический ледниковый щит содержит в себе количество воды, теоретически достаточное для поднятия уровня океана примерно на 53 метра. До сих пор он считался одним из самых стабильных, в отличие от ледников Западной Антарктиды и Гренландии. Однако новые исследования, проведенные Техасским университетом и Университетом Южной Флориды показали, что этот ледник может оказаться вовсе не таким стабильным, как было принято считать.

Новые результаты получены на основе геофизических и геологических данных, собранных во время первого в истории океанографического исследования берега Сабрины в Восточной Антарктиде, являющегося частью побережья Земли Уилкса. Согласно этим результатам, материковые ледники, примыкающие к побережью, оставались стабильны только на протяжении последних нескольких миллионов лет. И ледник в исследуемом районе пересекал береговую линию, а затем снова возвращался в прежние границы, по меньшей мере, 11 раз за первые 20 миллионов лет истории ледникового покрова. Также исследователи отмечают, что в настоящее время заметен процесс таяния ледника под действием теплых океанических вод.

Эксперт отметил, что материалы исследования были опубликованы в научном журнале Nature под названием «Образование и долгосрочная нестабильность Восточно-Антарктического ледяного покрова». Однако впоследствии в ряде СМИ они были растиражированы с громкими заголовками типа «Ученые предупреждают об опасности таяния ледников Восточной Антарктиды». Сегодня такая формулировка однозначно вызывает ассоциацию с теорией «глобального потепления», вызванного якобы технократическим воздействием человеческой цивилизации на климат Земли и вытекающими из нее выводами о «необходимости сокращения масштабов этого воздействия». Некоторые особо радикальные «специалисты» предлагают даже такие меры, как принудительное сворачивание производства. В то же время, по словам эксперта, именно полученные результаты как раз свидетельствуют против этой теории, показывая, что периоды потепления и похолодания, сопровождавшиеся таянием и, напротив, нарастанием ледникового покрова, в истории Земли встречались уже неоднократно, сменяя друг друга.

Эксперт заметил, что в своих выступлениях и статьях о циклической сменяемости периодов потепления и похолодания неоднократно упоминал известный советский ученый-геофизик Александр Городницкий. По словам ученого, история Земли знает и такие периоды, когда в Древней Греции зимой замерзали реки, и такие, когда в Гренландии росли леса. Однако говорить о каком-либо воздействии человека на климат в ту эпоху, конечно, не приходится. Кроме того, российский геофизик в одной из своих статей упоминает о том, что в противовес теории «глобального потепления», связывающей изменение температуры исключительно с концентрацией парниковых газов, в российском Институте океанологии имени П. П. Ширшова РАН профессором О. Г. Сорохтиным была разработана физическая теория климата Земли, увязывавшая его изменения минимум с семью воздействующими факторами. Теория, предложенная Сорохтиным, является количественной и позволяет численно рассчитывать как роль каждого из них по отдельности, так и их суммарное влияние.

Однако, по словам эксперта, все вышесказанное не следует трактовать и с позиции другой крайности. Потому что, во-первых, чем бы ни было вызвано таяние ледников, оно является установленным фактом. Потому полностью отмахнуться от необходимости изучения его последствий и способов их парирования все же не получится. Во-вторых, воздействие человека на природу и климат, безусловно, имеет заметные последствия, особенно в условиях экономики, ориентированной исключительно на извлечение прибыли. В-третьих, проблема дефицита пресной воды, которую также сторонники алармистских теорий выставляют в качестве одной из «страшилок», действительно имеет место. Однако решать ее нужно не борьбой с «глобальным потеплением», а разработкой способов доставки этой воды в засушливые районы. Наконец, сегодня определенные силы весьма активно используют благой предлог борьбы за стабильность климата и чистоту окружающей среды, преследуя при этом совсем иную конечную цель, которая заключается, в первую очередь, в стремлении затормозить техническое развитие стран, являющихся потенциальными конкурентами западному миру. Именно потому нам необходимо и дальше пристально и объективно исследовать процессы, происходящие в атмосфере, гидросфере и криосфере, для того, чтобы правильно понимать их взаимосвязь с человеческой деятельностью. И, в первую очередь, такие исследования актуальны в приполярных районах, в Арктике и Антарктике, реагирующих на колебания земного климата наиболее выраженно.

Напомним, что в 1997 году был подписан Киотский протокол — международное соглашение, которое обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Согласно ему, Россия и Украина обязывались сохранить среднегодовые выбросы в 2008 — 2012 годах на уровне 1990 года. В то же время США, обязывавшиеся сократить выбросы на 7%, ратифицировать протокол отказались. В 2012 году Россия из Киотского протокола вышла.