1. Политическая война
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Жертвы сексуального насилия обеспокоены книгой главы доктрины Ватикана

Изображение: Вячеслав Седых © ИА Красная Весна
Италия. Ватикан. Статуя Христа
Италия. Ватикан. Статуя Христа

Глубокую обеспокоенность недавно появившейся книгой о мистицизме, написанной несколько лет назад префектом ватиканской Дикастерии доктрины веры и содержащей графические описания сексуальности, выразили двое жертв сексуального насилия со стороны католического духовенства. Об этом 23 января сообщает католическое издание OSV News.

«La pasión mística: espiritualidad y sensualidad» («Мистическая страсть: духовность и чувственность»), написанная в 1998 году тогдашним отцом, а ныне кардиналом Виктором Мануэлем Фернандесом, главой Дикастерии доктрины веры (бывшая Святая инквизиция), позиционирует себя как «Приглашение в мир страстной любви, скрывающейся в глубинах нашего существа».

8 января в интервью американскому католическому онлайн-изданию Crux кардинал Фернандес, который также подвергся критике за свою книгу 1995 года «Исцели меня своим ртом: искусство поцелуя», назвал «La pasión mística» наивной попыткой, «которую я определенно не стал бы писать сейчас», и подчеркнул, что книга больше не доступна в печатном виде, поскольку ее издание было отменено вскоре после публикации.

Но Фейт Хэксли, пережившая насилие со стороны священнослужителей, автор книги «Проблески благодати: моменты мира и исцеления после сексуального насилия», рассказала, что чтение отрывков из книги, переведенных с оригинального испанского на английский и размещенных в Интернете, тем не менее, оказалось удручающим.

«Это было просто отвратительно. Это единственное слово, которое я могу придумать, чтобы описать это», — сказала она. «Это напомнило мне многое из тго, что пережила я сама во время насилия надо мной, потому что некоторые вещи, которые я читала, были похожи на то, что сказал бы мой насильник — своего рода сочетание насилия с вещами духовного характера».

Хейксли подчеркнула, что она «не предполагает, что кардинал Фернандес сам является насильником» или что «он когда-либо кого-либо домогался».

В то же время она отметила, что то, что она прочитала в книге кардинала, «действительно предполагает как духовную, так и сексуальную заботу, особенно если учесть, кем должна была быть его аудитория».

В трех главах книги Фернандеса подробно обсуждаются оргазмы, а последняя глава называется «Бог и оргазм пары». В другом отрывке рассказывается о «страстной встрече 16-летней девочки с Иисусом», которая включала в себя ласку его на пляже и поцелуи в губы.

Изданная мексиканским издательством Ediciones Dabar в 1998 году, когда тогдашний отец Фернандес был советником комиссии по вере и культуре аргентинских епископов, 94-страничная брошюра исследует то, что автор называет «возвышенными путями мистического единения, вплоть до достижения момента, в котором мы, кажется, прикасаемся к невозможному».

В интервью Crux в январе 2024 года кардинал Фернандес сказал, что написал книгу после разговора с молодыми парами, «которые хотели лучше понять духовный смысл своих отношений». Однако вскоре после выхода книги в свет у него возникли опасения, что ее «могут неправильно истолковать».

Хэксли считает, что «такого рода духовный мистицизм… распространен среди насильников, когда они используют духовность, чтобы как бы объяснить, что они делают, (как бы говоря): „Это прекрасно, это от Бога“».

Основатель сообщества L’Arche и католический общественный деятель Жан Ванье после своей смерти был признан виновным в жестоком обращении с несколькими женщинами под прикрытием «сексуального мистицизма», который он принял под руководством своего наставника, покойного отца-доминиканца Тома Филиппа. И Ванье, и отец Филипп, а также родной брат отца Тома, также доминиканский монах, отец Мари-Доминик Филипп, стали объектами независимого расследования, проведенного по заказу L’Arche International, которое в январском отчете 2023 года выявило почти на 900 страницах как именно они прикрываясь именем Иисуса, Девы Марии и союзом с божественным, оправдывали свои акты сексуального насилия.

Клинический психолог Элизабет Джеглич из Колледжа уголовного правосудия Джона Джея рассказала OSV News, что сексуальные насильники «снижают чувствительность» жертв «к сексуальному контенту и физическому прикосновению». После совершения насилия преступники «занимаются так называемым обслуживанием после насилия» или «газлайтингом», заставляя свою жертву чувствовать себя ответственным за насилие над ним, внушая ему, что он сам «все время этого хотел».

Хейксли считает, что отказ кардинала Фернандеса от своей книги в интервью Crux является «еще одним тревожным сигналом».

«Он ни разу не вышел и не сказал: „Мне не следовало этого писать“ или „это было неправильно“, — сказала она. — Он просто больше обеспокоен… тем, что все остальные неправильно истолкуют это. Это больше похоже на то, что он газлайтинг и говорит: „Ну, проблема во всех остальных“».

Тереза Питт Грин из христианской сети восстановительного правосудия Spirit Fire, которая работает с католической церковью, заявила, что ее сильно беспокоит рассказ в книге кардинала Фернандеса о неназванном подростке.

«Видеть такой уровень исследования взрослого священника, которому было около 36 лет, когда он писал книгу, и, скажем, 16-летней девушки… это уровень неприличия, который очень тревожит», — уточнила Грин, сама пережившая насилие со стороны священников.

Как и Хэксли, Питт Грин заявила, что она вовсем не имеет в виду, что сам «кардинал является насильником», но «мы не хотим, чтобы священники ухаживали за несовершеннолетними».

Питт Грин также сказала, что, когда она услышала, что кардинал написал книгу, чтобы «помочь людям, которые были его советчиками», ей «было очень не по себе».

«Даже если бы они не были несовершеннолетними… они все равно оставались уязвимыми взрослыми людьми, находящимися под его опекой», — сказала она, добавив, что «злоупотребление властью» занимает центральное место в динамике сексуального насилия.

«Я считаю, что эта (книга) написана кем-то, кто, кажется, не осознает критического дисбаланса сил», — отметила Грин. «Священники, которые представляют себя соблюдающими целомудрие, которые приносят нам таинства, которые отделяют себя от мира, донося это до групп молодых людей?.. Нарушения границ ошеломляют… психологически, потенциально физически, и, конечно, с интеллектуальной точки зрения, нормализуя определенные вещи для людей, которые, вероятно, даже не подозревают об этом».

Она сказала, что книга, скорее всего, противоречит стандартам предотвращения злоупотреблений, принятым католическими епископами США в их Хартии защиты детей и молодежи 2002 года.

По ее мнению, автора бы обязательно спросили: «Почему вы разговариваете с 16-летними девочками, которые настолько глубоко разбираются в подобных вещах?»